Карта сайта

АРХИТЕКТОР МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ КАЗАКОВ 1738-1812

Выдающийся русский зодчий М.Ф.Казаков, так же как и его учитель В.И.Баженов, создал в Москве уникальные жилые и общественные здания, которые оставили заметный след в истории отечественной архитектуры, стали подлинными шедеврами классической архитектуры.

Деятельность известного московского зодчего Матвея Федоровича Казакова во многом способствовала сложению архитектурного облика Москвы во второй половине ХУШ века. Он много и талантливо строил. Почти вся творческая деятельность зодчего была связана с Москвой. Среди многих прославленных архитекторов эпохи В.И.Баженова, Д.Кваренги и других он был наиболее ярким представителем московской классической школы зодчества, отразивший в своем творчестве самые характерные черты господствующего стиля. Вместе с тем, все его постройки — общественное здание или дворец, храм или парковый павильон несли печать только ему присущего художественного стиля.

М.Ф.Казаков родился в Москве в 1738 году в семье служащего Главного комиссариата. Он рано стал интересоваться строительным искусством. Этому во многом способствовало то, что семья жила неподалеку от Кремля, и будущий зодчий имел возможность постоянно наблюдать за большими строитель— ными работами, которые в ту пору проводились на его территории.

Рано проявились способности М.Ф.Казакова и к рисованию. Уже в тринадцать лет, в 1751 году, он был определен в архитектурную "команду" Д.В.Ухтомского.

По другой версии - в имении семьи в Рязанской губернии.

Работа у прославленного московского архитектора явилась для будущего зодчего первой и единственной школой, давшей ему основы знаний для последующей деятельности.

В 1763—1767 гг. М.Ф.Казаков работает в Твери помощником архитектора П.Р. Никитина, который после ухода Д.В. Ухтомского возглавил руководство 'командой*. Большие градостроительные работы, развернувшиеся в Твери после пожара 1763 года, привлекли значительные архитектурные силы. Огромное значение для формирования облика города имела деятельность М.Ф.Казакова, разработавшего в основном "фасадическую" сторону застройки Твери, ее новых улиц, площадей, набережных.

С 1768 года зодчий снова в Москве. С этого времени в течение почти семи лет он числится в Экспедиции Кремлевского строения. Под руководством знаменитого В.И.Баженова он участвует в работах по закладке Большого Кремлёвского дворца. Сохранился рисунок Казакова, запечатлевший этот момент. Это единственное свидетельство грандиозного строительства, оставшегося незавершенным.

Уже в этих практических работах в Твери и в Москве молодой архитектор зарекомендовал себя способным и энергичным мастером, которому сам В.И.Баженов дал высокую оценку: Казаков по знанию в архитектуре столько приобрел, что не только при начале строения, но и впредь к большим делам способен ...".

Последняя четверть ХУШ века — наиболее плодотворный период в творческой деятельности архитектора. Он одновременно проектирует и ведет строительство нескольких крупных объектов. Многообразие творческих исканий архитектора способствовало выработке своеобразного типа общественного здания с характерной центральной ротондой, перекрытой куполом облегченной конструкции, нового типа городского жилого дома, им были выработаны свои приемы отделки интерьеров.

Лучшими и наиболее значительными среци общественных и гражданских сооружений являются Сенат (1776-1787 гг.) в Московском Кремле, Дом дворянского собрания (80-е годы), Московский университет (1786-1793 гг.) и Голицынская больница (1794-1801 гг.). Все они интересны не только своеобразием художественного облика, совершенством объемно-пространственной композиции, внутренней логикой и оригинальностью конструктивного решения, но и тем, что в каждом отдельном случае зодчий решал сложную градостроительную задачу. Например, при проектировании здания Сената он учитывал его местоположение не только на территории Кремля, в окружении разновременных построек, но и расположение по центральной оси Красной площади (от Сенатской башни), подчеркивая значение Кремля как центра города.

Здание Московского университета, выстроенное на правом берегу реки Неглинки, организовало значительный участок, образовав обширную площадь, раскрытую на Кремль и входившую в систему северо-западного полукольца площадей вокруг Кремля.

В другом случае, при проектировании городской (Голицынской) больницы, зодчий использовал принцип планировки городской усадьбы, что дало возможность органично включить новый ансамбль в комплекс загородных дворцовых усадеб, принадлежавших крупной московской знати (Трубецким, Орловым, Демидовым), расположенных вдоль Большой Калужской улицы (ныне Ленинский проспект).

В проектировании многочисленных городских дворцов и загородных усадеб (по большей части осуществленных) М.Ф.Казаков достиг высокого совершенства, создав свой неповторимый тип дома, вызвавший неоднократные интерпретации и подражания в застройке послепожарной Москвы. Ни в одном из созданных им зданий не повторялся раз найденный им образ: многообразие в пределах одного типа — результат богатой творческой фантазии архитектора. Дом А.Н. Голи— цына на Лубянке (конца 70-х годов, ныне ул. Дзержинского); дом А.А.Прозоровского на Тверской (начала 80—х годов, ныне ул.Горького) - оба не сохранились, дом Е.И.Козицкой на Тверской (начало строительства 1791 г.), дом И.И.Демидова на Гороховой ул. (80-е годы, ныне ул.Казакова), дом Н.С. Калинина и А.И.Павлова (80-е годы) и цом Хряще-ва на Ильинке (80—е годы, ныне ул. Куйбышева) - оба не сохранились, цом И.С.Гагарина в Армянском пер. (80-е — 90-е годы) — это лишь незначительный перечень созданных Казаковым построек в Москве.

Будучи чутким ко всему новому, что происходило в культурной жизни России, Казаков не остался в стороне от получившего широкое развитие в те годы раннеромантического направления, вызвавшего к жизни "готическую" (или "псевдоготическую") интерпретацию архитектурных форм. В рамках старой классической архитектуры зодчие этого направления (В.И. Баженов, Н.А. Львов, Ю.М. Фельтен) творчески использовали элементы декора средневековой русской и европейской архитектуры. В 1775 г. Казаков вместе с Баженовым работал над созданием временных павильонов на Хоцынском поле, сооружаемых для праздничных торжеств по случаю заключения мира с Турцией.

Но лучшими произведениями М.Ф.Казакова этого направления были ансамбль Подъездного Петровского цворца на Петербургской дороге (1775-1782 гг.), неоконченный дворец в усадьбе Царицыно (1787-1793 гг.) и его работы в Коломне (перестройка Голутвинского и Бобреневского монастырей и др.). Здесь, в обращении к национальным традициям, сказался богатый опыт архитектора, полученный на ремонтно— реставрационных работах в Московском Кремле и на других древних постройках.

Начиная с 1800—х годов М.Ф. Казаков работал над "фасацническим" планом Москвы (аксонометрическим). С этой целью он вместе со своими учениками тщательно исследовал территорию Кремля и других древних районов в пределах Земляного города (Садового кольца). Результатом явилось богатое графическое наследие, сохранившееся до нашего времени в виде обмерных чертежей и рисунков, собранных в специальные альбомы. Скончался архитектор в 1812 году.

Значение творческой и организаторской деятельности М.Ф.Казакова трудно переоценить. Несмотря на большую творческую загрузку он был прекрасным педагогом, создавшим архитектурную школу при Экспедиции Кремлевского строения, воспитавшим плеяду будущих известных архитекторов, продолживших московскую школу зодчества - О.И. Бове, И. Еготова, Е. Тюрина и других Им выпало создать в последующие десятилетия целую эпоху - заключительный этап классицизма в России.

Т.И.Гейдор

Интерьер Петровского поцъездного цворца близ Москвы. 1775-1779 гг. (Ныне Военно-воздушная Академия им. Н.Е. Жуковского на Ленинградском проспекте) .
Здание Сената в Московском Кремле. 1776—1787 гг. (Ныне здание Верховного Совета СССР). Большой зал Сената (ныне Свердловский)
Московский Университет. 1782-1793 гг. Вид от Троицких ворот Кремля. Акварель мастерской Ф.Я. Алексеева. Начало XIX в. Дом Благородного собрания в Москве. 1784 г. (Ныне Дом Союзов на Пушкинской ул.)
Колонный зал Благородного собрания. Голицынская больница в Москве. 1796-1801 гг. (Ныне 1-я Градская больница на Ленинском проспекте)
Дом И.И.Демицова в Гороховом переулке в Москве. 1789-1791 гг. (Ныне Московский институт инженеров геоцезии, аэрофотосъемки и картографии). Дворец в усадьбе Царицыно. 1786-1795 гг.
Интерьер дома И.И.Демидова. 'Золотые комнаты". Церковь Филиппа Митрополита. 1777-1788 гг.