Карта сайта

АРХИТЕКТОР АЛЕКСАНДР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ ВИТБЕРГ 1787 - 1855

Архитектор А. Л.Витберг, один из основоположников "московского ампира", оставил заметный след в истории русского зодчества. Предлагаемый читателю буклет рассказывает о творчестве А. Л.Витберга, о судьбе его произведений.

Александр Лаврентьевич Витберг происходил из семьи шведского художника, переселившегося в Петербург в 1773 году. Карл (позднее - Александр) Витберг родился 15 января 1787 года (по старому стилю). Художественное образование он получил в петербургской Академии Художеств, где учился в 1802-1809 годах в классе исторической живописи. После окончания учебы с 1809 по 1815 год он продолжал работать в Академии. От исторической живописи А.Витберг переходит к архитектурным композициям, таким, как проекты цепного моста через р.Неву.

Победа русского народа в Отечественной войне 1812 года воодушевила А.Витберга. Узнав о манифесте Александра 1 о сооружении в Москве храма-памятника в ознаменование победы, А.Витберг выехал в Москву, где набрасывает первые эскизные проекты сооружения. Художнику пришлось приступить к тщательному изучению искусства архитектуры. Идея храма-памятника захватила зодчего, и он с увлечением вновь и вновь перерабатывает проект здания.

Из проектов храма, составленных архитекторами Л.Кваренги, А.Михайловым, А.Воронихиным и А.Вит-бергом, был избран проект Витберга. Александр 1, поручивший ему строительство, желал, чтобы храм был построен в Кремле. Однако Витберг выбрал для постройки Воробьевы (ныне Ленинские) горы, где храм должен был открываться в сторону Москвы и виден практически отовсюду. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года.

Проект А.Витберга несколько раз менялся уже во время строительства. Он как бы рос и уточнялся, кристаллизовался в отточенные формы. Сам архитектор писал, что этот храм должен быть достоин народа . "Я понимал, что этот храм должен быть величествен и колоссален* - писал Витберг впоследствии.

Два основных этапа проектирования: проект 1816 года и окончательный проект 1825 года были зафиксированы на медных досках, хранящихся в Музее архитектуры им. А.В.Щусева. По окончательному проекту храм Христа Спасителя представлял трехъярусный комплекс. В каждом ярусе располагался отдельный храм. Объем сооружения создавали крестообразное в плане основание, ротонда и полусферический купол на невысоком барабане. С трех сторон храм должна была окружать дорическая колоннада, а в сторону реки комплекс был раскрыт и от него спускались многомаршевые лестницы. Проёмами пещеры открывался к реке вход в подземный храм, находившийся на середине склона. В целом проект представлял гигантский монумент большой художественной выразительности. В его основу легли как проекты французских архитекторов конца ХУШ века (Буле, Леду), так и стилевые особенности складывавшегося в России стиля ампир.

Строительство храма было начато. Но вокруг строительной площадки собора складывалась атмосфера взяточничества и казнокрадства. Многочисленные хищения и подлоги не ускользали от внимания А.Витберга. Отличавшийся предельной честностью, зодчий пытается наладить контроль над производством работ. Но смерть Александра 1, покровительствовавшего архитектору, а затем начавшийся процесс по делу о злоупотреблениях на стройке изменили положение не в пользу Витберга. Процесс длился с 1825 по 1835 год. Между тем, в 1827 году строительство храма было прекращено. Несмотря на доказательства невиновности А.Витберга, он был осужден и сослан в Вятку, (ныне г.Киров).

А.И.Герцен, познакомившийся с архитектором в Вятке, писал: "Свинцовая рука царя (Николая 1) не только задушила гениальное произведение в колыбели не только уничтожила самое творчество художника, запутав его в судебные проделки и следственные полицейские уловки, но она попыталась с последним куском хлеба вырвать у него честное имя, выдать его за взяточника, казнокрада".

Приехав в 1835 году в Вятку, зодчий оказался практически без средств к существованию. Только знакомство с А.И.Герценом, вскоре переросшее в дружбу, позволило опальному архитектору продолжать творчество. Об этом периоде жизни Витберга А.И.Герцен писал: "Вспоминаются мне печальные, благородные черты художника, задавленного правительством с холодной, бесчувственной жестокостью".

И все же Витберг продолжает работать. Он вновь и вновь обращается к проекту храма-памятника. В самой Вятке он сооружает ворота и ограду Александровского сада, беседку в этом саду (1836 г.). Эти монументальные сооружения, несмотря на малые физические размеры, представляют отточенный образец стиля ампир.

В 1838 году архитектор составил проект Алек-сандро-Невского кафедрального собора в Вятке. Внушительное по размерам сооружение являлось памятником уже иного стиля, чем храм Христа Спасителя и постройки Александровского сада. Крестообразный пятиглавый храм с большой центральной главой, многочисленными "готическими" деталями отвечал стилю нарождающейся эклектики - позднего и несколько упадочного романтизма.

Современниками Витберга проект собора был принят с энтузиазмом. В 1839 году состоялась закладка храма, строительство его продолжалось до 1864 г. Это здание, которое сам Витберг относил к стилю "эгипто-византо-готик", до нашего времени не. дошло.

Не следует думать, что А.Витберг является лишь автором "прекрасной грезы" классического храма-памятника и колоссального эклектического собора. В период проектирования и сооружения храма Христа Спасителя в Москве (1815-1825 гг.) он построил дом московского поэта И.И.Дмитриева (1814-1815 гг.), о котором Н.М.Карамзин ему писал: "Я видел твое новое строение, оно красиво % В 1815 году зодчий построил дом Дмитриевой на Мещанской, в 1815-1825 годах - дом М.В.Перваго в усадьбе Пальна Орловской губернии. Вероятнее всего, Вит-бергу принадлежит авторство собора Черноостровско-го монастыря в Малоярославце (1825-1849 гг.), являющегося храмом-памятником знаменитой битве у стен этого города. В названных сооружениях, которые не дошли до нашего времени, А.Витберг предстает как мастер композиции, последователь излюбленных в то время приемов А.Палладио, итальянского классика XVI Века. Постройки Витберга, в особенности городские особняки, были значительными памятниками московского ампира.

Важно отметить графическое мастерство А.Витберга, отличающее его чертежи и эскизы. Архитектор-художник создал великолепную серию портретов родственников, приятелей. Среди них выделяются портреты отца художника, А.И.Герцена, вятских знакомых Витберга - Афанасьевых, Ильиных.

В 1840 году А.Витберг был освобожден от ссылки и переехал из Вятки в Петербург. Архитектурными работами он уже почти не занимался. В 40-50-е годы его творческая энергия была обращена на мелкие заказы: эскизы могильных памятников, городских экипажей, праздничных корзин. Предположительно авторство Витберга установлено лишь для Георгиевского храма в Тбилиси, проект которого он, возможно, составил в 1847 году. Усиливавшаяся болезнь, тяжелое материальное положение семьи А.Вит-берга беспокоили друзей архитектора. Очень поддерживала в последние годы жизни Витберга его дружба с А.И.Герценом.

Умер А. Витберг в Петербурге в 1855 году.

Наследие А. Л.Витберга заключается в большей степени в чертежах» чем в построенных зданиях. Многие постройки архитектора не дошли до нашего времени, и проект храма-памятника так и не был осуществлен. Но высокий талант зодчего, оригинальные замыслы и даже те немногие воплощенные постройки создали целую эпоху в развитии русской архитектуры первой половины XIX века. Честность же Витберга доказана историками архитектуры.

"Как бы ни было велико искусство злонамеренного человека в сокрывании своих лживых дел, но время, этот судья и беспристрастное потомство всегда воздаст правдивому*. А.Л.Витберг.

В.В. Седов ст. научный сотрудник Музея архитектуры им. А.В. Щусева

Проект храма Христа Спасителя. Окончательный вариант. 1825 год Проект дома И.Н. Дмитриева в Москве,
Ворота Александровского сада в Вятке Александро-Невский собор в Вятке (г.Киров). 1839-1864 гг. (фото конца XIX в.