Карта сайта

В. И. АСТАХОВ

Учебное пособие по русской историографии содержит двадцать семь лекций, в которых освещается история русской исторической науки с древнейших времен до конца XIX века.

В книге показано, как в процессе борьбы революционно-демократического, а затем марксистского направлений с дворянско-буржуазной наукой создавались предпосылки к возникновению и утверждению подлинно научного материалистического понимания отечественной истории. Автор обращает преимущественное внимание на слабо изученные и мало освещенные темы.

Пособие рассчитано на преподавателей и студентов исторических факультетов университетов и пединститутов, а также всех интересующихся русской историографией.

Ответственный редактор доктор исторических наук А. Г. СЛЮСАРСКИЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО РУССКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Предисловие - Лекция 1. Предмет, метод и задачи курса

Раздел I - Исторические знания феодальной Руси (X—XVII вв.)

Раздел II - Развитие дворянской и зарождение буржуазной исторической науки. Возникновение революционного понимания истории (XVIII в.)

Раздел III - Кризис дворянской и утверждение буржуазной историографии. Оформление революционно-демократического направления (первая половина XIX в. до 60-х годов)

Раздел IV - Развитие революционно-демократического и возникновение марксистского понимания истории в борьбе с буржуазно-дворянской историографией (вторая половина XIX в.)

Часть 1 - Часть 2

 

Редактор Д. А. Вайнберг.

Техредактор Г. П. Александрова. Корректоры Р. Е. Дорф, Е. Т. Поступай.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Публикуемый курс лекций освещает основные этапы и направления в развитии русской историографии от появления первоначальных исторических знаний в древнейший период до возникновения марксистской науки в канун империализма.

В процессе чтения курса на историческом факультете Харьковского университета автор стремился улучшить его, используя последние достижения советских ученых в исследовании истории русской исторической науки и учитывая многочисленные критические замечания, высказанные по ранее опубликованным лекциям К

Совершенствуя лекции по русской историографии, автор, с одной стороны, по-прежнему руководствовался желанием всемерно облегчить студентам изучение курса, а с другой — стремился сосредоточить внимание на менее освещенных и изученных темах.

Главной задачей в исследовании дореволюционного периода русской историографии является показ настойчивых поисков путей к подлинно научному материалистическому пониманию отечественной истории и вызревания предпосылок к созданию марксистско-ленинской исторической науки, творцом которой в нашей стране был В. И. Ленин.

Без решения этой задачи невозможно решение другой, назревшей и более сложной — изучение и освещение истории советской исторической науки.

Автор считает своим приятным долгом выразить сердечную признательность всем, кто критическими замечаниями, советами и дружеской поддержкой помог (в подготовке настоящей книги.

________

1 А. М. Сахаров. О курсе русской историографии В. И. Астахова. Научные доклады высшей школы. «Исторические науки», I960, № 3, стр. 187—195; Историография истории СССР с древнейших времен до Великой Октябрьской социалистической революции, М., 1961, стр. 21; Н. П. Калистратов. О предмете и содержании университетского курса историографии истории СССР, ж. «Вопросы истории», 1963, № 3, стр. 30; Ярослав Марек. В. И. Астахов. Курс лекций по русской историографии, ч. I, «Ceskoslovensky са-sopis historicky», roc. VIII, 1960, с. 2, s. 234; А. А. Гельфман, А. М. Мелихов. В. И. Астахов. Курс лекций по русской историографии, ч. 2 (эпоха промышленного капитализма). «Украинский исторический журнал», 1964, № 3, стр. 134—136.