Карта сайта

ДОНАЛЬД МЭЛЛОУ. ПРАВО НА СВОБОДУ

Аналогии, заимствование, цитирование давно известны в архитектуре. Это дело привычное, это не осуждается и не возбраняется. Тем более когда архитектор-последователь воспринимает не внешние приемы, а всю глубину философий, своего гениального предшественника. Так, можно вспомнить несколько архитектурных пар: Палладио — Жолтовский, Макинтош — Мур, Гауди — Князев, Ле Корбюзье... Нет, тут пара не складывается, тут целая толпа последователей и эпигонов.

Американский архитектор Дональд Мэллоу работает в стиле Фрэнка Ллойда Райта. Работает откровенно, без комплексов, настойчиво переводя на современный язык уроки великого мастера.

Мы познакомились полтора года назад в Ленинграде на пленуме Союза архитекторов России. Мэллоу не был гостем пленума, он приехал на гастроли своей жены виолончелистки Барбары Стейн-Мэллоу. Просто мы оказались в одной гостинице.

Наше знакомство — целиком заслуга Мэллоу. Нечасто встречаешь такую тягу к профессиональному общению. Он был готов целыми днями ходить по мастерским, а потом, нарушая свой обычный распорядок, ночи напролет беседовать в компании молодых коллег. Беседовать о жизни, об архитектуре и о работе] когда обнаруживается столько похожего и столько разного у нас и у них.

Мы справедливо ругаем наши строительные нормы и правила, регулирующие все и вся, определяющие часто саму архитектуру. Слов нет, наши СНиП — крайность. Но мы впадаем в другую крайность, когда утверждаем, что коллеги за рубежом творят в атмосфере абсолютной свободы. Это далеко от истины. Там существуют не менее жесткие нормы. Кодексы зонирования в США предписывают тип здания, его высоту, размер, удаление от проезжей части улицы. Строительный устав диктует многочисленные требования и ограничения.

В США есть, пожалуй, только один вид строительства, над которым не властны требования органов местного самоуправления. Это загородные односемейные дома. Здесь у архитектора полная свобода самовыражения, ограниченная разве что бюджетом заказчика. Не удивительно поэтому, что, когда архитекторы строят дома за городом, они дают полную волю своему воображению. Даже особенности строительного участка не сдерживают свободу, а, наоборот, подсказывают верное решение. Что касается соседних построек, автор и рад бы оказать им уважение, но их просто не видно — так велики участки.

Вот в таких условиях работает Дональд Мэллоу. Уже много лет он проектирует и строит односемейные; дома для очень состоятельных заказчиков. Самые скромные его постройки имеют площадь 300—400 м2, а площадь самого роскошного дома — 2044 м2. Словом, Мэллоу — архитектор богатых. Клиенты находят его, узнав о нем от друзей;или увидев его дома, будучи в гостях. О нем пишут газеты и архитектурные журналы.

Дом семьи Шмерц был представлен советским читателям в журнале «Америка» как иллюстрация жизни богатых американцев.