Карта сайта

ЛЮДМИЛА ВОЙЦЕХОВСКАЯ. КРАСОТА СПАСЕТ МИР

Как важно всегда, а особенно сегодня, знать, что есть художники, для которых творчество — это сама жизнь. К этим творцам бесспорно относится архитектор и художник Людмила Войце-ховская. Она внезапно ушла из жизни в декабре 1990 г., но с нами остались ее работы, идеи, мысли.

Одна из первых, еще с начала 1970-х годов, Людмила Войцеховская творчески осмыслила и активно внедряла художе-ственно-экологические принципы в творчестве, опираясь на экологию культуры и среды.

Во всех работах главным для нее было взаимодействие объекта и среды — природной и предметной — при приоритетности последней. Будучи профессиональным ландшафтным архитектором, Войцеховская в своих проектах всегда стремилась не просто вписаться в среду конкретного участка, а ощутить его биоэнергетику, психологический потенциал.

Л. Войцеховская закончила МАрхИ в 1963 г. Около 30 лет разрабатывала проекты ландшафтной архитектуры и с завидным упорством вела их реализацию. Более 12 лет преподавала в МАрхИ. Защитила диссертацию «Архитектурно-планировочные аспекты благоустройства курортных территорий». Подготовила к публикации перевод капитального труда — «Иллюстрированная история садоводства» А. Гексли (Англия). Активно работала над графическими циклами: жизнь цветов, листьев, стеблей; Формы, Фактуры, Беспредметность, Пейзажи. Вынашивала замыслы тем «Художник и парк» — период XIX—XX вв., «Системы Станиславского и Михаила Чехова в архитектуре». Активно работала в совете Всесоюзного объединения ландшафтных архитекторов СА СССР. Но вехи биографии архитектора не могут дать полного портрета. Его следует искать в проектах и реализациях, эскизах и законченных рисунках.

Одной из ее первых работ (в составе авторского коллектива) была построенная в 1969 г. Эльбрусская опытно-экспери-ментальная станция (проблемная лаборатория) снежных лавин МГУ на поляне Азау. Здание со скатными «гранеными» крышами стало доминантой комплекса — а это были идеи Войцеховской. В период 1963—1966 гг. и позже она существенно повлияла на генерирование концепции, получившей в 1968 г. название «Золотое кольцо России», и генерального плана Суздаля.

Наиболее концентрированным воплощением авторских идей и концепций являются проекты ландшафтной архитектуры, над которыми она активно работала с середины 1960-х годов. Выполнено более 70 проектов, значительная часть реализуется.

С 1984 по 1990 г. Войцеховская работает над сложными, по сути, концептуальными проектами объектов в Мисхоре, Ялте, Ярославле, Ставрополе, Шмаковке, Белокурихе, Сергеевке. Здесь заметен своеобразный прорыв, качественный скачок, открывавший новые перспективы.

Общим для этих проектов является исключение «вольных» и стереотипных решений, стремление к созданию постепенного и последовательного перехода от искусственных форм к естественным, к выявлению и предпочтению природных элементов естественного и искусственного происхождения, в значительной степени дополняющих, маскирующих или скрывающих вынужденное вмешательство застройки с позиций экологической, рекреационной, художественной емкости территорий и допустимой интенсивности их использования.

Компактность как альтернатива традиционной компоновке разноэтажных объемов, «противопоставление ради сохранения» ландшафтной среды, например в проекте пансионата «Дружба», видоизменяется при сохранении компактности в принцип «взаимопроникновения», внешнего подчинения окружению, «растворению» в ландшафтной среде — например, в решении санатория Минмед-биопрома.