Карта сайта

У ГОРОДА ВЗАЙМЫ? - 2

И вроде бы возразить здесь нечего — законы развития архитектуры современных капиталистических стран, отточенные десятилетиями непрерывавшегося общественно-экономического развития, помноженные на саморегулирующуюся преемственную эволюцию культуры, успешно работают. Но, перенесенные в виде кальки на нашу, мягко сказать, сложившуюся действительность, они еще долгие годы будут мучительно болеть процессом становления, пока, видоизменившись, не приобретут свойственные только нашему переходному обществу черты. И пока это не наступит, пока культура, образование, искусство, а вместе с ними и архитектура дождутся цивилизованных рыночных отношений, с приоритетным, а не остаточным финансированием, утечет много воды, вместе с которой могут кануть в лету и материальные носители нашей истории, еще окружающего нас наследия исторических городов.

Не верите? Пройдитесь по Москве, в которой сегодня развернулась настоящая война за недвижимость, и как на любой войне дома страдают в первую очередь. Совместные предприятия, западные фирмы, хозрасчетные центры и кооперативы, госучреждения на официальных и неофициальных городских и районных торгах получают здания и помещения, и не где-нибудь за пределами Садового кольца, или Камер-Коллежского вала, а что ни на есть в наиболее центральных, «престижных» участках, оплачивая престижность рублем и валютой, моментально вкладывая средства в их ремонт и модернизацию. Сжатые сроки не позволяют вести реставрацию или реконструкцию по всем присущим этическим нормам и архитектурным правилам. Модернизация — вот оптимальный путь, который выбирают новые хозяева рядовых строений прошлого века, так и не поставленных в свое время на государственную охрану... И разрушаются интерьеры, а оставшиеся стены театральной ширмой отгораживают новую постройку.

Зарубежные фирмы, ведущие реконструкцию исторических зданий, не ограничиваются заменой подлинных элементов фасада и интерьеров на современные, а порой поступают еще проще — меняя подлинный дом, несущий в себе память истории и „дух места, на новодел, отдаленно напоминающий оригинал.

...В непосредственной близости от Союза архитекторов СССР, на улице Качалова стоял чем-то очень трогательный (наверное, своей беззащитностью) особняк XIX века, с облупившейся местами штукатуркой и патиной времени. В одночасье, обнесенный высоким забором, на котором гордо красовалась надпись «Реконструкция», он исчез, а в образовавшемся на его месте котловане старательные рабочие в одинаковых комбинезонах укладывали бетонные плиты фундамента и возводили новые кирпичные стены. Через несколько месяцев появился изменившийся в пропорциях новый дом-копия, поблескивая современными строительными материалами и химической краской. Таких примеров, увы, множество.

Можно написать самостоятельную новеллу об утраченных деревьях, помнивших Москву на рубеже веков. Из города исчезают случайно уцелевшие фрагменты оград и фонари, резные двери и булыжные мостовые, которые вместе с другим культурным слоем вывозятся на свалки при прокладке новых коммуникаций. Непонимание ценности подлинных сре-дообразующих элементов от дома до фрагмента ограды трагично. Неумение работать в контексте сложившейся среды, требующее ювелирного кропотливого мастерства, обернется в конечном итоге деградацией исторического города и нашего национального самосознания.

Неужели мы еще столь богаты, чтобы не замечать утраты того нашего наследия, которое пережило трагический период коллективизации городов и которое может окончательно погибнуть на пути к приватизации?

Андрей КАФТАНОВ