Карта сайта

ИВАН ПУРИШЕВ. СВЕТ ВЕКОВ - 2 - Но главные навыки, овладение секретами ...

Но главные навыки, овладение секретами мастерства пришли вместе с самостоятельными исследованиями памятников архитектуры. Их И. Пуришев изучал не только как реставратор, но и как историк и краевед.

В рамках данной статьи не перечислить всех объектов, с которыми так или иначе имел дело И. Пуришев. Он обмерял и фиксировал их, составлял проекты восстановления, руководил реставрационными работами. Назовем лишь некоторые. Шатровая колокольня знаменитого ансамбля слободы Коровники в Ярославле, Никольская церковь в Цурнеме на Онежском полуострове, Духовская церковь в с. Новое и часовня в д. Старово Ярославской обл., деревянная звонница в далеком беломорском селе Долгощелье, деревянные жилые дома, амбары, ветряные мельницы на Мезени в Архангельской обл. и др. Большинство работ связано с Переславлем-Залесским. Это город, с которым И. Пуришев прочно связал свою творческую судьбу. Десятки объектов в Переславле и его окрестностях изучены, обмерены, восстановлены архитектором. Перечислим часть из них: братский корпус Данилова монастыря, крепостные стены и башни Никитского, храмы Богородицко-Сретенского монастырей, кельи и Введенская церковь Федоровского монастыря, шатровая церковь Петра митрополита XVI в. и Александра Невского, жилые дома XVIII—XIX вв. и др.

Но больше всего сил и времени отдал И. Б. Пуришев Горицкому монастырю, стоящему на одном из самых живописных холмов города. Из монастыря видно Плещеево озеро и ближние окрестности Переславля. Сам монастырь с его изящным силуэтом — подлинная жемчужина русского зодчества — хорошо обозревается с многих точек южной части города. Он необычайно красив во всякое время года.

Монастырю в определенном смысле повезло: после революции в нем был открыт краеведческий музей, и прямым разрушениям он не подвергался. Но ведь нельзя, право, уповать на жестяную дощечку с надписью «охраняется государством». Никаких сверхъестественных сил в ней не содержится. Время неумолимо «слизывало» детали, целые фрагменты сооружений, которые, если их не поддерживает рука человека, разрушаются довольно быстро. Необходимо также иметь в виду, что и до революции немало старых сооружений приходило в упадок, ведь законы природы и экономики действуют во все времена. И прежде часть монастырей упраздняли, предоставляя природной стихии делать свое дело. Многие произведения зодчества претерпели изменения от рук человеческих: со временем к храмам пристраивались новые приделы, искажающие первоначальный облик, закрывались открытые галереи, проводились (не на научном уровне) переделки и ремонты, обветшавшие детали нередко сбивались, затирались, заштукатуривались.

В Горицком монастыре рука Пуришева коснулась практически всех построек: башен с затейливым силуэтом завершений, крепостных стен, палат привратника и Никольской надвратной церкви,

Всехсвятской церкви, Успенского собора и колокольни.

Подлинной привязанностью Пуришева стала трапезная палата. Построенная в XVII в., она в XVIII—XIX столетиях подвергалась коренной переделке: здесь в связи с созданием семинарии потребовалось сформировать калориферную систему отопления. Выполненная со знанием отопленческого дела, система эта нарушила целостность древних конструкций, несущая способность мощных стен со сводами резко упала, часть здания получила сильную осадку, и широкие трещины пронизали наружные стены сверху вниз. С трещин и начались исследования и реставрация. В результате кропотливого изучения памятника были определены подлинные причины деформаций и проведены сложные укрепительные работы: усиление фундаментов, инъекция кирпичной кладки, восстановление утраченных металлических связей.