Карта сайта

ИВАН ПУРИШЕВ. СВЕТ ВЕКОВ

В последние годы профессия реставратора стала одной из самых престижных для архитектора.

Совершенно иным было отношение к этой деятельности тридцать лет назад. В те годы немногие оканчивающие архитектурный институт связывали свою жизнь с делом охраны и реставрации памятников: оно не сулило ни больших окладов, ни продвижения по службе. Те, кто выбирал этот путь, должны были сами на практике осваивать новую специальность. Иван Борисович Пуришев более тридцати лет своей жизни отдал изучению, реставрации, пропаганде памятников русского зодчества.

Пуришев коренной москвич. Жил и воспитывался в интеллигентной среде. Отец, Борис Иванович Пуришев, был известным профессором филологии. Он серьезно изучал русское искусство, все отпуска проводил в поездках по старинным городам, где исследовал стенопись храмов. Вышедшая перед войной книга «Очерки древнерусской монументальной живописи», написанная Б. И. Пуришевым вместе с его другом, филологом Б. В. Михайловским, до сих пор ценится специалистами.

Родившийся в 1930 г., И. Пуришев еще до войны немало узнал о русской культуре из книг, хранившихся в обширной домашней библиотеке и из рассказов отца.

1950—1956 гг.— Иван Пуришев студент архитектурного института. У него преподавали выдающиеся педагоги, читавшие курс истории архитектуры и градостроительства,— профессора Н. И. Брунов, А. В. Бунин, а также П. Н. Максимов. Повезло Пуришеву и в товарищах-сокурс-никах, многие из которых стали впоследствии видными зодчими, учеными, педагогами, общественными деятелями: это реставраторы И. Столетов и Н. Недович, градостроители, архитекторы-практики, педагоги И. Бирюков, Л. Вавакин, А. Виноградов, В. Тальковский, Е. Чучмарева, Ю. Шаронов.

В жизни каждого случаются события, определяющие всю дальнейшую жизнь. Таким стало решение И. Пуришева уехать по окончании института из Москвы. Выбор пал на древний Ярославль. Город с его живописными храмами, яркой керамикой, фресками на всю жизнь пленил молодого архитектора. Сначала была недолгая работа в управлении главного архитектора города. Затем в 1957 г.— окончательный выбор — переход в Ярославскую специальную научно-реставрационную производственную мастерскую. И. Пуришев становится одним из организаторов и ведущих сотрудников Переславского участка реставрационной мастерской. Не стремясь к высоким административным должностям, он предпочитает все делать сам: ведет тщательное исследование и обмеры памятников, работает в архивах, осуществляет авторский надзор. Главный фактор успеха в реставрации — влюбленность в объект, над которым работаешь. Тогда появляется интуиция — тот высший полет вдохновения, в котором сплетаются глубокие и обширные знания, тонкий расчет и художественное чутье, которое в итоге не обманет. Наивысшее творческое счастье наступает, когда реставратор может ощутить себя подлинным соавтором древнего мастера.

Постепенно овладевал И. Пуришев нелегким ремеслом. Делать первые шаги ему помогли Е. М. Караваева, реставрировавшая ранее суздальские памятники архитектуры, и В. С. Баниге, проведший основательные работы по восстановлению башен и храмов Ростовского митрополичьего двора (так наз. кремля), пострадавших после катастрофического урагана.