Карта сайта

К ИСТОКАМ ДНЕПРА

Пешеходный маршрут: город Вязьма — Маслово — Хмелита — Нахимовское — Днепровское — Починки — Гаврилово — Аксенино — Мольно — станция Владимирский Тупик.

Протяженность маршрута 155—165 км. Продолжительность похода 8—10 дней.

Одним из интересных уголков Смоленской области является район истоков Днепра, верхнее течение которого на протяжении 504 км проходит по территории области. Поход можно начать от Вязьмы.

Старинный русский город Вязьма не раз упоминается в летописях XIII—XIV веков. Археологические раскопки показали, что поселения славянского племени кривичей здесь существовали еще за 2—3 тыс. лет до нашей эры. Археолог Е. Н. Клетнева нашла на правом берегу реки Вязьмы остатки древней Вяземской крепости. В верхней части земляного вала сохранились остатки бутовой кладки со следами огня. Возможно, что на каменном буте стояли деревянные стены крепости, которая была сожжена и разграблена татарами в 1238 г.

Первое письменное упоминание о Вязьме относится к 1239 г., когда князь Владимир Рюрикович отдал его с уделом своему сыну Андрею. О происхождении названия города есть несколько версий — то ли в прошлом здесь были большие лесные массивы вяза, то ли город возник на вязком месте. Возможно также, что название городу дала река Вязьма, которая «вязала», «связывала» важные речные бассейны Днепровский и Окский через реки Касню, Вазузу, Меженку и Лось-минку.

При Иване III в городе возводятся новые укрепления, строится «крепость нижнего большого города». После освобождения Смоленска 1 августа 1514 г. Вязьма из военно-стратегической крепости превращается в торговый транзитный центр. Через город проходил очень важный для того времени торговый путь с Верхнего Поволжья в Ригу и дальше через Нарву на запад.

В 1630 г. было завершено строительство «большого города» — крепости, окружившей оборонные сооружения старого кремля. Это был насыпной земляной вал высотой до 14 м. На валу стояли четырехметровые деревянные стены с шестью каменными и тремя деревянными башнями. Одна из башен — Ротвинская, или Спасская,— дошла до наших дней. Она находится на улице Софьи Перовской. Ротвинская башня очень характерна для укреплений того времени: четырехугольная в плане, она имеет бойницы для верхнего и нижнего боя. Сохранились и остатки подземных ходов из башни и земляные валы.

В середине XVII века Вязьма преградила путь польской армии Владислава IV, которая двигалась на Москву. 17 мая 1634 г. вблизи Вязьмы на реке Поляновке был заключен мирный договор.

После того как в 1654 г. был окончательно освобожден Смоленск, Вязьма становится тыловым городом. Быстро растет ее население, развиваются ремесла, строится ряд архитектурных памятников. Самым древним из них является церковь Одигитрии Смоленской XVI века, строителем которой, возможно, был замечательный русский зодчий Ф. С. Конь. Церковь отличается пышным убранством, которое выполнено из фигурного кирпича, цветных изразцов и белого камня.

В конце XVI века построен Троицкий собор. Центральная часть собора представляет собой куб, завершающийся сводом с пирамидой кокошников. Двукратная перестройка собора в XIV веке и пристройка к собору в 1848 г. трапезной и колокольни очень сильно исказили его первоначальный облик.

Из архитектурных памятников XVII века надо отметить сохранившиеся постройки Ивано-Предтечен-ского монастыря. В 1650 г. построена Вознесенская церковь. Она пышно украшена, что характерно для того времени. Декоративное убранство из наличников, лопаток, колонок и арочного пояса покрывает почти всю плоскость стен. В монастыре сохранились также часть стены и одна из палат.

Представляет интерес здание Аркадьевской церкви, возведенной в 1661 г. и увенчанной традиционным пя-тиглавием.

В XVIII веке город продолжал расти. Его развитие было задержано начавшейся Отечественной войной 1812 г. Французские войска заняли город, но вязьмичи не покорились захватчикам. В Вяземском уезде, как и везде, куда вступали войска неприятеля, развернулась народная война. Участник Смоленского ополчения, будущий декабрист Ф. Н. Глинка писал в одном из писем: «Война народная час от часа является в новом блеске. Кажется, что сгорающие села возжигают огонь мщения в жителях. Тысячи поселян, укрываясь в лесах... без искусства, одним мужеством отражают злодеев».