Карта сайта

Из Прямухина туристы идут в город ...

Из Прямухина туристы идут в город Кувшиново — районный центр области. Крупнейшим его предприятием является Каменский целлюлозно-бумажный комбинат. При нем имеется техникум. В конце прошлого века здесь находилась небольшая писчебумажная фабрика, на которой работал друг А. М. Горького Н. 3. Васильев. В его семье жила жена писателя с сыном. В начале ноября 1897 г. сюда приехал и сам Горький. В январе 1898 г. писатель вместе с семьей выехал в Нижний Новгород. Живя в Кувшинове, Горький близко познакомился с жизнью рабочих писчебумажной фабрики, а также стекольного завода Паниных. Впечатления и наблюдения, полученные здесь, позднее отразились в романе «Жизнь Клима Самгина».

Из Кувшинова туристы направляются по Осташковскому шоссе к берегам реки Цны. От Тараскова путеводной нитью станет Цна — одна из красивых рек Калининской области. Свои истоки она берет из болот на склонах Цнинской возвышенности. Длина Цны 160 км. Она впадает в Вышневолоцкое водохранилище, образованное еще в XVII! веке.

Завершается это путешествие в Вышнем Волочке, расположенном на автомагистрали Москва — Ленинград.

История этого города уходит в глубокую старину. Вышний Волочек возник на стыке двух водных бассейнов — Балтийского и Волжско-Каспийского. Через него шел один из торговых путей из Новгорода на Волгу и далее к берегам Каспийского моря. Это был один из древнейших путей сообщения Европы с Востоком. Название связано с тем, что здесь на водоразделе между рекой Метой, впадающей в озеро Ильмень, и рекой Тверцой существовал волок, где торговые ладьи посуху перетаскивались — «переволакивались» — из одного бассейна в другой. Еще в VII—IX веках этот путь использовали новгородские славяне. В XII— XIV веках, в годы междоусобных войн Вышний Волочек не раз разорялся владимиро-суздальскими и тверскими князьями, враждовавшими между собой. Как рассказывает одна из древнерусских летописей, в 1216 г. князь Ярослав «изби в Новгороде люда многи и в Торжке и на Волоке».

Об истории города рассказывает местный краеведческий музей. Интересной достопримечательностью является дом М. И. Сердюкова, в котором в 1720 г. жил Петр I. В эти годы Вышний Волочек превращается в важную торговую пристань на Вышневолоцкой водной системе, соединяющей Волгу с Балтийским морем. Это был первый искусственный водный путь в России.

В 1703 г. по приказу Петра I началось строительство канала через водораздел между реками Тверцой и Цной. Канал сооружался у г. Вышнего Волочка на месте существовавшего до этого здесь «высшего волока». К работам были привлечены выписанные из Голландии специалисты. По вырытому соединительному Тверецкому каналу длиной всего лишь 3,3 км с полушлюзами по концам (сооружениями, подобными плотинам с воротами) в 1709 г. была сделана первая попытка провести суда с корабельным лесом из Казани, но им пришлось зазимовать на водоразделе и продолжать путь лишь в следующем году.

В 1717 г. начали рыть шлюзованный канал от Волхова до Невы в обход Ладожского озера (канал был закончен в 1731 г.). В 1719 г. Петр I издает «Указ об отдаче Вышневолоцкого канала в содержание новгородцу Сердюкову». Талантливый самородок М. И. Сердюков по своему проекту расчищает соединительный канал, строит новые сооружения и создает на водоразделе большое водохранилище, чтобы устранить основной недостаток водораздельного участка — его мелководье, допущенное «заморскими специалистами». Наполняя водохранилище весенними водами и выпуская из него запасы воды летом, Сердюков добился увеличения глубин в верховьях Тверцы и Цны.

В 1722 г. работы были закончены, и обновленный водораздельный участок Вышневолоцкого водного пути начал эксплуатироваться Сердюковым и его наследниками на концессионных началах. В дальнейшем Сердюков улучшает судоходное состояние Тверцы и производит расчистку Боровичских порогов.

Но ряд недостатков Вышневолоцкого водного пути (ограниченность питания водой, малые глубины, трудности при проходе судов по мелководным рекам и через пороги) заставил в дальнейшем отказаться от этого водного пути. Вышневолоцкий путь уступил место более совершенным Тихвинской и Мариинской водным системам. В наши дни он используется как сплавной путь; на реке Тверце работают гидроэлектростанции.