Карта сайта

У ИСТОКОВ ЗАПАДНОЙ ДВИНЫ И ЖУКОПЫ

Пешеходный маршрут: станция Старая Торопа — город Торопец—озеро Лобно—озеро Охват — озеро Двинец — станция Жукопа—Митино — Центральный лесной заповедник — Федоровское — станция Нелидово.

Протяженность маршрута около 250 км. Продолжительность похода 12—14 дней.

Маршрут проходит по юго-западной части Валдая — по правобережью Верхней Волги, по долинам рек Жукопы, Тудовки, Песочни и верховьям Западной Двины и Волги. Местность здесь представляет собой возвышенную равнину высотой 200—300 м над уровнем моря. Наиболее высокие точки расположены по среднему течению реки Тудовки, где рельеф носит наиболее расчлененный холмистый характер. На водоразделах и в южной части хорошо сохранились дубо-во-еловые леса, много липы, клена, ясеня, вяза. Эти леса в прошлом называли Оковскими лесами. Здесь, как и в других местах Валдая, обилие озер, составляющих группу озер бассейна Западной Двины и ее притоков: Торопы, Межи и др. Это Охват, Бросно, Ото-лово, Большое и Малое Каменные, Волкото, Забо-ровье, Кудинское и многие другие озера.

Одним из крупнейших озер этой группы является Охват. Его площадь 30,5 кв. км. Самое глубокое — озеро Бросно, глубина которого, по замерам Д. Н. Ану-чина, 41,5 м. Глубиной отличаются и другие озера: До-лосце (41 м), Улин (37 м), Ракомле (19 м), Щучье (12 м).

Преобладающая форма наиболее крупных озер — лопастная (Охват, Соломенное, Кудинское) и ложбинная (Бросно, Долосце, Отолово, Ракомле и др.).

Туристам рекомендуется осмотреть древнерусский город Торопец и озеро Охват, через которое протекает Западная Двина. Интересным уголком природы является здесь Центральный лесной заповедник, расположенный на реке Жукопе, правом притоке Волги.

Начальный пункт — станция Старая Торопа Рижской железной дороги. От станции до города Торопца 30 км по шоссе, но этот путь лучше пройти, придерживаясь берега Торопы. Река здесь течет в высоких обрывистых берегах. Течение довольно быстрое; глубина реки 1—1,2 м, ширина 15—20 м. Часто встречаются перекаты из валунов. В русле реки встречаются топляки (затонувшие бревна) — река используется для лесосплава. Туристам лучше идти правым, лесистым берегом реки. Сплошной лес заканчивается у поселка Скагуа. Далее до деревни Хворостьино, расположенной на южном берегу озера Сельского (от Старой Торопы 18 км), дорога идет небольшими перелесками.
С вершины холма, на котором лежит Хворостьино открывается хороший вид на зеленеющее море лесов в гуще которого поблескивают водные глади озер. У горизонта чуть проглядывают постройки города Торопы, до которого еще 16 км.

На берегу озера Сельского можно устроить первый привал. Ширина озера 400—500 м. Берега и дно озера песчаные.

На следующий день можно продолжать путь к То-ропцу. Дорога идет по сильно пересеченной местности, то взбираясь на холмы, склоны которых покрыты лесом, то спускаясь в котловины с многочисленными озерами.

Сам город Торопец протянулся узкой полосой вдоль северного берега озера Соломенного. Торопец— один из древнейших городов. Раскопки 1938 г. показали, что эти места были заселены еще в глубокой древности. На берегу озера было обнаружено городище, которое служило оборонительным укреплением. По краям холма был насыпан вал высотой от 3 до 4 м.

Первоначально город назывался Кривит (от названия жившего здесь племени кривичей). Но позднее прижилось другое название — Торопец, связанное с названием реки, на которой город стоял. В летописях под 1074 г. в первый раз упоминается житель Торопца «торопчанин» Исакий. Под названием Торопец встречается этот город и в грамоте 1150 г. смоленского князя Ростислава.

В XII веке, когда Киевская Русь стала распадаться на отдельные феодальные княжества, Торопец сделался центром выделившегося из Смоленской земли Торопецкого княжества.

Ослабление Киева, усиление восточных соседей — владимиро-суздальских князей заставили Торопецкое княжество вступить с ними в союз. Отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович женится на дочери торопецкого князя, и торопецкие земли переходят в руки потомков князя Ярослава. Когда на Торо-пецкую землю нападали враги, Александр Невский всегда приходил на помощь. В начале XVI века Торопец входит в состав Московского государства. В это время были проведены работы по восстановлению старых укреплений — вала, башен и стен крепости. И в дальнейшем, в годы Ливонской войны, в дни польской интервенции в начале XVII века, город и его окрестности были ареной ожесточенных сражений.

К концу XVII — началу XVIII века Торопец становится одним из торговых центров. Торопецкое купечество вело обширную торговлю с Петербургом, Москвой и Смоленском, а также с зарубежными городами — Кенигсбергом, Данцигом, Франкфуртом-на-Майне, с Голландией через Западную Двину. 5 октября 1696 г. Торопец посетил Петр I.

Один из современников Петра I, описывая Торопец тех лет, отмечал: «...город был деревянный, в нем две башни проезжие, 6 глухих... Старые укрепления пришли в ветхость и стены обвалились».

С 70-х годов XVIII века, после присоединения к России Белоруссии, торговое значение Торопца начинает падать, так как он оказался в стороне от больших дорог.

Небольшие изменения в жизнь города внесла постройка железной дороги Бологое — Полоцк в 1907 г. Появился новый пристанционный поселок. Рельсовый путь соединил Торопец с Петербургом. Около Торопца возникли лесопильные заводы, отсюда стали вывозить лес.