Карта сайта

Монастырь был одним из самых ...

Монастырь был одним из самых богатых в Суздале. Ему принадлежали тысячи крепостных и земли в разных концах государства. В монастырь делали богатые вклады Василий III и Иван Грозный. Немалые доходы давали монастырю и богомольцы, стекавшиеся сюда на поклонение «святым» мощам первого игумена монастыря Евфимия.

По указу Екатерины II в 1766 г. в Спасо-Евфимиевском монастыре была устроена тюрьма. В 1829 г. в ней сидел декабрист Ф. Н. Шаховской, переведенный сюда из енисейской ссылки.

Возле алтарной части Спасо-Преображенского собора находится могила князя Дмитрия Пожарского.

У Входной башни в 1955 г. ему поставлен памятник работы скульптора 3. И. Азгура.

Почти напротив Спасо-Евфимиевского монастыря, на правом, низменном берегу Каменки красиво расположен ансамбль бывш. Покровского женского монастыря. Он был основан в 1364 г., его архитектурный облик сложился в XVI—XVII веках. В это время монастырь был одним из самых богатых в России. По описи 1678 г. ему принадлежало более 7 тыс. крепостных и много земель.

В 1526 г. в монастырь была сослана Василием II! его первая жена Соломония, обвиненная в бесплодии. Сюда же были сосланы жена Ивана Грозного Анна Ко-лотовская, а в 1698 г. первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Постриженная в монастыре под именем Елены, Евдокия провела здесь 20 лет. Вокруг нее группировались силы, недовольные политикой Петра I и стремившиеся поставить на престол его сына Алексея. Заговор был раскрыт, некоторые его участники, в том числе ростовский епископ Демид, были казнены. Лопухина была сослана сначала в Ладогу, а потом в Шлиссельбург, откуда была освобождена после смерти Петра I.

Ограда монастыря построена в XVII—XVIII веках. В южной ее стороне находятся главные ворота с небольшой надвратной церковью XVI века.

Центром ансамбля монастыря является монументальный Покровский собор (1510—1518 гг.). Он сооружен на высоком подклете и увенчан трехглавием. Собор с трех сторон окружает галерея, пристроенная немного позднее. Подклет собора служил усыпальницей для сосланных сюда знатных монахинь.

Большой интерес представляют и другие архитектурные памятники монастыря — Приказная изба (XVII века), колокольня (XVI—XVII веков) и др.

Александровский монастырь, расположенный недалеко от Спасо-Евфимиев-ского, был основан Александром Невским в 1240 г. Из построек монастыря сохранились церковь (конец XVII века), колокольня (1695 г.) и монастырские ворота (XVIII века).

Ризположенский монастырь красиво расположен в самой возвышенной части города. Собор монастыря, построенный в XVI веке, несмотря на большие перестройки и искажения, представляет значительный интерес.

Наиболее замечательным памятником являются Святые ворота в южной части стены (1688 г.). Они построены суздальскими зодчими Иваном Грязновым, Иваном Маминым и Андреем Шмаковым. Ворота состоят из двух проемов разной высоты и ширины. Над воротами поставлены две восьмигранные башни с шатровым верхом. Колокольня, построенная в 1813—1819 гг., является самым высоким сооружением города (65 м).

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города. Сохранившиеся здания относятся к XVII—XVIII векам.

В Суздале кроме сохранившихся монастырских памятников насчитывается более 20 церквей XVIII века, многие из которых являются замечательными творениями древнерусских зодчих.

Представляет большой интерес весь архитектурный облик главной площади Суздаля, где находятся городские торговые ряды (1811 г.) и ряд храмов XVIII века. Из последних особенно интересны архитектурой и отделкой деталей церкви Воскресенская (1720 г.) и Казанская (1739 г.).

В конце улицы Ленина (№ 134) сохранился интереснейший памятник гражданской архитектуры XVII века — построенный из кирпича дом воспроизводит формы деревянного зодчества. По некоторым данным, этот дом принадлежал протопопу Суздальского собора Никите, прозванному Пустосвятом, который выступал в Москве в Грановитой палате в 1682 г. на диспуте о старой вере в присутствии царевны Софьи,

Архитектурные ансамбли Суздаля, пожалуй, единственные в своем роде.

Для ряда художественных фильмов, рисующих прошлое, натурные съемки производились в Суздале, и зрители видели на экране суздальские торговые ряды, площадь, храмы, улочки, домики («Метель», «Женитьба Бальзаминовая).