Карта сайта

Осмотрев Владимир и его ближайшие ...

Осмотрев Владимир и его ближайшие окрестности, можно направиться в Суздаль.

35 км хорошей автомобильной дороги отделяют Суздаль от Владимира. До Суздаля остается еще несколько километров, а на горизонте уже появляются главы многочисленных церквей и колоколен. Вид старинного Суздаля удивительно красив и своеобразен. От Владимирской заставы, как и в прошлом веке, о чем свидетельствуют поставленные еще тогда обелиски, начинается этот город-заповедник.

Среди старых русских городов Суздаль занимает особое место. В этом небольшом городе сохранилось более 50 архитектурных памятников, которые создают интереснейший ансамбль, равного которому нет в других старых городах. В силу ряда обстоятельств за длительное время город почти не развивался в промышленном отношении, количество его жителей возрастало медленно. Суздаль известен как уникальный город-музей, где бережно сохраняются памятники прошлого, созданные искусными руками зодчих, каменщиков, резчиков. Город-заповедник с каждым годом привлекает все больше и больше экскурсантов и туристов из самых разных мест нашей Родины и других стран.

Суздаль расположен на берегу речки Каменки, впадающей в Нерль в 5 км от города. На месте Суздаля еще в IX веке было поселение, жители которого занимались земледелием и ремеслами. Окружающие места, как свидетельствуют археологические раскопки, были заселены еще в доисторические времена.

В начале XI века этот плодородный край, защищенный с севера и запада глухими лесами, входил в состав древнерусского государства. Впервые Суздаль упоминается в летописях под 1024 г. в связи с волнениями земледельцев-смердов. В конце XI века старое поселение укрепляется земляным валом, на котором стоял тын из дубовых бревен. С выделением из древнерусского государства Ростово-Суздальского княжества Суздаль начинает играть роль значительного политического центра.

Юрий Долгорукий — первый самостоятельный князь Ростово-Суздальской земли — делает Суздаль столицей своего княжества, земли которого простирались на севере до Белого озера, на востоке до Волги и на юге и западе до рязанских, смоленских и новгородских владений. Город расширяется и укрепляется. Обновляются кремлевские стены, укрепляется посад, возводятся новые храмы и монастыри. Юрий Долгорукий создает свой загородный дворец в Кидекше, в 5 км от Суздаля на берегу Нерли.

Однако в княжение Андрея Боголюбского политическое значение Суздаля стало падать в связи с тем, что стольным городом княжества становится Владимир. Несмотря на это, Суздаль продолжал расти, строились каменные и деревянные церкви.

В феврале 1238 г. Суздаль был опустошен и сожжен полчищами Батыя. Через некоторое время население постепенно стало возвращаться на пепелища и принялось за восстановление города.

В 1257 г. татары, переписав население Суздаля, обложили его тяжелой данью. В ответ на это в ряде городов, в том числе и в Суздале, вспыхивали народные волнения.

Когда Москва выступает за объединение русских земель, суздальские князья борются против нее. Они объединяются в этой борьбе с нижегородскими и даже переносят свою столицу в Нижний Новгород (1350 г.). В это время в Суздале строятся два монастыря, обнесенные крепостными стенами, как оборонительные пункты в борьбе с Москвой.

В 1392 г. Суздаль был присоединен к Москве. Утратив свое политическое значение, город остался крупным религиозным центром.

В XVI веке в Суздале после длительного перерыва вновь начинается большое каменное строительство, но уже на средства московской казны. Сооружаются новые каменные соборы вместо прежних обветшавших деревянных, значительно перестраиваются суздальские монастыри. Им жалуются большие земельные угодья с крепостными.

В начале XVII века, во время польской интервенции, Суздаль дважды подвергался разорению. После второго вторжения интервентов в Суздаль в посаде и слободах осталось всего 78 дворов. Большинство населения покинуло город и укрылось в окрестных селах и городах.

В 1654 г. Суздаль пережил и другое бедствие. В результате эпидемии «моровой язвы» погибло около половины всех жителей — 1177 человек.

Но во второй половине XVII века город вновь начинает возрождаться и отстраиваться. Богатые монастыри строят новые каменные церкви, а простой люд — маленькие деревянные домики.