Карта сайта

6 декабря 1941 г., скрыто сосредоточив ...

6 декабря 1941 г., скрыто сосредоточив резервы, советское Верховное Главнокомандование начало контрнаступление под Москвой. Важнейшей частью этого наступления была клинско-солнечногорская операция, в результате которой была ликвидирована непосредственная опасность Москве, захвачены огромные трофеи. 11 декабря советские войска начали бои за освобождение Солнечногорска. Первыми в город ворвались подразделения 31-й танковой бригады, которой командовал полковник А. Г. Кравченко. В бою за освобождение города героями показали себя воины 35-й, 55-й и 64-й морских стрелковых бригад.

К утру 12 декабря 1941 г. город был полностью освобожден от врага. В центре города на могиле воинов Советской Армии, погибших в боях, воздвигнут памятник: на высоком постаменте застыла бронзовая фигура воина.

Очень живописны окрестности Солнечногорска. Здесь находится одно из самых крупных озер Подмосковья— Сенежское озеро. Площадь его водной поверхности 800 га. По сути, это два озера: естественное озеро ледникового происхождения и новое, искусственно образованное в начале прошлого века.

Издавна передовые люди Руси мечтали о соединении Волги и реки Москвы искусственным каналом. При Петре I было разработано три варианта соединения этих водных путей с использованием Сестры и Истры. Но работы начались лишь в 1826 г., когда стало необходимо обеспечить доставку камня с Волги для строительства храма Христа-спасителя. В течение 25 лет шло строительство в бассейнах Сестры и Истры. За этот срок было построено три каменных шлюза, канал длиной 8,5 км и плотина, которая подняла уровень Сестры. В верховьях последней на болотистых берегах образовалось водохранилище — озеро площадью 7 кв. км, названное Сенежем. Размеры канала и шлюзов позволили пропускать небольшие, груженные камнем баржи (грузоподъемностью не более 35 т), которые тащили бурлаки и лошади. Канал просуществовал недолго, так как не выдержал конкуренции с построенной Николаевской (ныне Октябрьская) железной дорогой. Шлюзы постепенно обветшали, стенки канала осыпались, и в 1860 г. канал был окончательно заброшен, русло заросло. Осталось только одно водохранилище — Сенежское озеро.

Это одно из живописных мест Подмосковья, привлекавшее к себе многих деятелей русской культуры.

Здесь бывали А. М. Горький, поэт А. Блок, работал над эскизами И. И. Левитан. И в наши дни на Сенеж часто приезжают московские художники. Для них на берегах озера построен Дом творчества.

Но особенно любят этот подмосковный уголок любители рыбной ловли. Их часто можно увидеть с удочкой или другой рыболовной снастью на берегу или в лодках. И редко кто из рыболовов возвращается без улова. На озере хорошо клюет плотва, окунь, ерш, линь, карась, щука, а в последние годы все чаще попадается необычная для подмосковных водоемов рыба — угорь.

После осмотра Солнечногорска и отдыха на берегу Сенежского озера (лучшие места находятся на северо-западном берегу водохранилища) можно по Ленинградскому шоссе направиться к Зеленограду. Он расположен в 24 км от Солнечногорска. На пути находятся места героических сражений в дни войны. Советские воины сражались за каждую пядь земли, использовали каждую возможность для контратаки, для изматывания сил противника.

Линия фронта проходила у деревни Пешки. 24 ноября 1941 г. здесь сражались воины 289-го противотанкового полка майора Н. К. Ефременко. В этих боях 5-я батарея старшего лейтенанта Белякова, державшего оборону Ленинградского шоссе, только за один день сожгла 17 вражеских машин. На следующий день, отойдя по приказу командования на новый рубеж у деревни Есипово, бойцы уничтожили в ходе трехдневных боев еще 27 машин. Всего полк уничтожил 186 танков, 11 бронемашин и два полка пехоты. 8 января 1942 г. полк был преобразован в 1-й гвардейский истребительный противотанковый полк. К 2 декабря линия фронта проходила у 41-го километра Ленинградского шоссе. Этот рубеж защищали воины 7-й гвардейской дивизии генерал-майора А. С. Грязнова. Части противника не смогли здесь продвинуться ни на шаг. О героических действиях гвардейцев напоминает памятник, воздвигнутый на 41-м километре шоссе.