Карта сайта

В годы после возвращения О. Нимейера ...

В годы после возвращения О. Нимейера в Бразилию (1974 г.) его общественная деятельность заметно активизировалась. Возобновление издания «Модуло» позволило прогрессивным силам страны непосредственно обращаться к художественной интеллигенции, в условиях военного режима собирать силы для борьбы за свободу.

Важным моментом в политической жизни Бразилии явилось создание в июле 1978 г. новой общественной организации Центр — Демократическая Бразилия (сокращенно СЕБРАДЕ). В нее вошли прогрессивные писатели, ученые, художники, музыканты, архитекторы, кинематографисты, профсоюзные деятели, депутаты Национального конгресса, отдельные представители деловых кругов. Многие учредители были близки к Бразильской коммунистической партии, а президентом СЕБРАДЕ был избран

О. Нимейер, который в одном из интервью снова твердо заявил: «Я коммунист» И программа Центра во многом отражала ближайшие экономические, политические и идеологические цели БКП.

Основатели СЕБРАДЕ заявили о необходимости развертывания борьбы за демократию и гражданские права, которая должна была привести к изменениям в социальной и политической структуре страны, напомнили о «. . .неотъемлемом праве бразильцев эффективно пользоваться свободой и жить в условиях демократии»2. Развивая давние традиции национально-освободительного движения Бразилии, СЕБРАДЕ потребовал: «Пусть народ навсегда освободится от иноземного господства в области культуры, политики и экономики». И рядом с этим: «Пусть он пользуется плодами земли, на которой трудится; пусть пот и кровь трудящихся больше не проливаются ради обогащения привилегированного меньшинства; пусть у нас на родине будут созданы основные условия для эффективного соблюдения прав человека3. Основатели Центра стремились вносить боевой дух в рабочее и студенческое движение. Руководящие органы СЕБРАДЕ разместились в доме, где расположена проектная мастерская Нимейера. В условиях второй половины 70-х годов новая организация оказалась весьма эффективной формой легальной оппозиции режиму, начал издаваться печатный орган — газета «Демократическая Бразилия». Ее ответственным редактором был О. Нимейер. В те годы он заявлял: «Я отстаиваю участие в политике не только архитектора, но каждого бразильца, ...в эти долгие и темные времена... я полагаю, что цель наша должна быть — объединять оппозицию, борющуюся за демократический правопорядок.. .»4.

Позиция О. Нимейера как политического деятеля и борца за мир остается неизменной. В интервью главному редактору советского журнала «Латинская Америка» С. Микояну он говорил в середине 1983 г.: «Я считаю главной задачей рабочего класса моей страны на данном этапе — бороться с существующим кризисом, чтобы вывести из него страну, Я глубоко озабочен проблемой мира на земном шаре, за сохранение которого мы боремся. Являясь президентом Бразильского центра защиты мира и окружающей среды, я уделяю этому делу много внимания и сил. И мы активно действуем.

Ведь мир поставлен на грань войны, угрожающей существованию всего человечества! . . Борьба за мир — самая важная задача всех людей, независимо от профессий и от того, где они живут, каких политических взглядов придерживаются. Мобилизовать общественное мнение в Бразилии в защиту мира мы считаем своим главным долгом» [6, с. 106].

Давние и проверенные чувства дружбы к Советскому Союзу и советской архитектуре О. Нимейер выразил снова в связи с избранием его в октябре 1983 г, почетным членом Академии художеств СССР.

1 О Estado de Sao Paulo, 1979, 6 de maio, p. 17.

2 Modulo, 1978, outubro-novembro, № 51, p. 84.

3 M0dulo, 1978, № 51, p. 84.

4 О Estado de Sao Paulo, 1979, 6 de maio, p. 17.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОСКАР НИМЕЙЕР И МИРОВАЯ АРХИТЕКТУРА

Творческая деятельность Оскара Нимейера продолжается более полувека. В период ученичества он изучал первые произведения и манифесты современного движения в архитектуре, зрелое мастерство пришло к нему в годы расцвета архитектуры современного движения и во многом определило этот период, а поздние произведения создавались мастером в эпоху кризиса и широкой критики современного движения.

Его творчеству посвящены книги и сотни статей—хвалебных и критических — на многих языках. Для миллионов бразильцев он стал национальным героем.

Выставки работ Нимейера были организованы во многих странах, в том числе в 1956 и 1977 гг. в Москве, в 1979 г. в Культурном центре им. Ж. Помпиду в Париже, в 1983 г. — в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке.

Оскар Нимейер работает очень быстро, на первый взгляд, легко, он даже отмечал, что сжатые сроки обеспечивают сохранение свежести композиционного замысла. Эта быстрота и артистичность отражают не только природную талантливость, не только накопленный профессиональный опыт мастера, но и непрерывное творческое горение, богатство композиционных идей, нацеленность на новое, смелость и уверенность в своих силах.

Воспитанный на принципах современного движения в архитектуре, он уже в конце 30-х годов начал искать свободную, эмоционально насыщенную и динамичную форму. Вскоре и в своих теоретико-исследовательских выступлениях он объявил об отказе от догм функционализма. Эти выступления, подкрепленные собственным опытом зодчего, сыграли важную роль в освобождении современной архитектуры Запада от запретов функционализма, раскрыли творчески ориентированным архитекторам многих стран новые пути поисков и открытий. В то же время, при всей остроте и необычности облика, проекты Нимейера всегда детально разработаны и конструктивно обоснованы, причем их неожиданная форма нередко дает функции новое, но весьма рациональное воплощение.

Творчество О. Нимейера одухотворено его участием в прогрессивном и национально-патриотическом общественном движении, связью с устремленными к национальной самобытности тенденциями в культуре Бразилии и Латинской Америки в целом. Это обусловило сплав в его архитектуре новаторства и традиций, национальных, региональных и интернациональных особенностей. Они сплавлялись у него одновременно стихийно — в ходе реальной проектной работы и сознательно — в результате активной теоретико-критической, общественной и организаторской деятельности.

Социальные конфликты конца 60-х годов привели к разочарованию творческой интеллигенции капиталистических стран, особенно молодежи, в проектно-строительной деятельности. Нимейер же не прекратил активной творческой деятельности, как, впрочем, большинство крупных архитекторов Запада; на упреки за преувеличенно представительный и роскошный характер его проектов, и особенно новой столицы Бразилии, отвечал спокойно и достойно, с сознанием значительности уже совершенного, масштаба и ответственности ожидающих его задач.