Карта сайта

Особенно трагичной в идейно-символическом плане ...

Особенно трагичной в идейно-символическом плане оказалась судьба его главного детища — Бразилиа. Задуманная как «символ процветающей, счастливой и независимой Бразилии», монументальная необычная архитектура новой столицы, рекламируемая миллионами открыток, слайдов, кинокадров, стала эксплуатироваться правящими кругами страны как проявление бразильского «экономического чуда», субимпериалистической экспансии.

Нимейер и его товарищи мечтали, чтобы Бразилиа стал «городом свободных и счастливых людей» [2, с. 60], а в действительности архитектор не мог не увидеть, что новая столица стала «обычным капиталистическим городом», и не устает повторять, что «необходимо, чтобы бразильцы почувствовали, что в Бразилиа столько же несправедливости и дискриминации, сколько в любом городе нашей страны, и что необходимы политические действия, чтобы покончить с фавелами, бесконечной нищетой и отчаянием» [2, с. 16].

Поэтому он писал: «. . .мы понимали, что единственным выходом для нас было личное участие в прогрессивных движениях, выступления за счастливое будущее» [2, с. 77]. И это не фраза, а программа, подтвержденная всей общественной деятельностью Нимейера.

 

В 1954 г. Оскар Нимейер вместе со своими единомышленниками организовал журнал «Модуло» — журнал архитектуры и изобразительных искусств, вокруг которого собрались передовые силы бразильской интеллигенции. Не случайно журнал был закрыт сразу после переворота 1964 г., и возобновление издания стало возможным только в 1975 г.

Нимейер участвовал во многих политических акциях и забастовках профессуры, в движениях в защиту законных президентов Ж. Куадроса и Ж. Гуларта. Не раз в знак протеста отказывался от выгодных должностей и заказов. В годы наступившей после переворота 1964 г. реакции он фактически оказался в политической эмиграции, но не скрывал своих взглядов. Он неоднократно обличал существующую социальную несправедливость, нарушение политических прав и свобод. Нимейер открыто называл тогдашнего Генерального секретаря ЦК БКП Луиса Карлоса Престеса и лиц, которые подвергались преследованиям военного режима, своими лучшими друзьями, поддерживал отношения с политическими эмигрантами. Нелегально собравшийся в 1966 г. VI съезд БКП обратился к зодчему со специальным приветствием.

О. Нимейер имел право с гордостью сказать: «.. .я всегда открыто заявлял о своих политических взглядах. В последние дни 1965 года я составил документ солидарности с Октябрьской революцией, который был передан в Бразилию московским радио» [2, с. 152]. Убежденный в том, что только при социализме архитектура может играть подлинно созидательную социальную роль, он не раз говорил о советской архитектуре как примере гуманизма и новаторства, которому должны следовать бразильские архитекторы. Нимейер указывает, что, в соответствии с новой Конституцией СССР, каждый гражданин имеет право на жилище, сравнивая с этим положение в его стране, где «бедные не имеют жилья» Верный друг Советского Союза, Нимейер уже много лет является президентом Института культурных связей «Бразилия — СССР» в Рио-де-Жанейро.

О. Нимейер — последовательный интернационалист, борец за мир. В начале 60-х годов в его доме в Рио-де-Жанейро руководители БКП устроили прием в честь гостей из социалистических стран. «Помню, какое волнение я испытал, когда вечером, собравшись все вместе в моем саду, они пели «Интернационал» [2, с. 145]. То же чувство пролетарской солидарности зодчий испытывал в Париже, приняв участие в празднике газеты «Юманите» в парке Курнев, и в Риме, встречаясь с прогрессивными итальянскими архитекторами и студентами. Незабываемыми для него остались дни пребывания в Советском Союзе, встречи с советскими архитекторами, церемония вручения архитектору в окружении построенных им дворцов Бразилиа Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» в 1963 г. В социалистических странах Европы были организованы выставки работ Нимейера, его встречи с архитекторами.

Солидарность с прогрессивными движениями не только в Бразилии, но и в других странах Нимейер проявлял и в своей профессиональной деятельности. Именно за рубежом ему удалось возвести несколько зданий для прогрессивных организаций. Он построил представительное здание ЦК Французской коммунистической партии в Париже, биржу труда в Бобиньи, запроектированную как здание Всеобщей конфедерации труда, Дом культуры в Гавре и другие подобные сооружения.