Карта сайта

Когда под напором мощного общественного подъема правительство ...

Когда под напором мощного общественного подъема правительство Жетулиу Варгаса было вынуждено освободить политических заключенных, Нимейера попросили приютить на время нескольких освобожденных коммунистов. Привезли 10 или 15 слабых и больных людей. Нимейер предоставил им весь первый этаж, а затем оставил на время и весь дом, который превратился в городской комитет Бразильской коммунистической партии. «Ваша работа важнее моей», — заявил архитектор и, по его словам, в этот недолгий период легальной деятельности БКП больше занимался выполнением партийных поручений, чем проектированием, даже продавал на улице партийную газету. «Политическая борьба полностью поглотила меня»,— вспоминал он через 30 лет [12, с. 23].

Нимейер говорил, что его лучшими друзьями всегда были бедные, сам он «всегда был коммунистом или, точнее, всегда действовал, как коммунист», оказывал партии денежную помощь. «Партия открыла мне глаза на наиболее горячие проблемы, содействуя моему становлению, и под ее влиянием я стал лучше сознавать свой долг по отношению к борющимся и угнетенным. . . Партия помогала мне преодолевать слабость, видя примеры ее несгибаемых борцов» [12, с. 23—24]. В дар партии он разработал проект здания редакции и типографии ее центрального органа— газеты «Трибуна популар» (1945 г.). С конца 40-х годов Нимейер принимает активное участие в борьбе за мир, избирается членом Всемирного Совета Мира.

Профессионал-архитектор, О. Нимейер постоянно озабочен проблемой фавел, которые, по его словам, «. . .простираются через всю нашу страну с севера на юг» Тяжелые жилищные условия строителей Бразилиа он отмечал и в период строительства новой столицы страны.

Нимейер разрабатывал профессиональные методы ослабления жилищного кризиса. Он проектировал дешевые жилые дома, наметил целую программу организации сборного жилищного строительства для Бразилиа, запроектировал крупный жилой комплекс в Рио-де-Жанейро, но в отличие от многих гуманистически настроенных архитекторов Запада XX в. сознавал, что исключительно важная, по его словам, проблема фавел — это «...не архитектурная, а социальная проблема, и ее не решить на чертежной доске» [2, с. 174]. Он последовательно выступал против популярной среди части его коллег концепции «социальной архитектуры», то есть наивной веры в возможность разрешить сложные проблемы капиталистического общества мирным путем — средствами архитектуры, например с помощью простых и экономичных планировочных и конструктивных решений, отказа от престижного строительства и дорогой отделки, разработки «минимального жилища» и т. п. Он возражал против надежд на решение социальных проблем капиталистического общества одними профессиональными средствами архитектуры: «Мы отказываемся признавать, что у нас существуют условия для «социальной архитектуры» [2, с. 26]. В самые дни торжеств открытия новой столицы зодчий писал: «Мы с горечью отмечали, что. . . господствующие социальные условия контрастировали с духом генерального плана, создавая проблемы, которые невозможно решить в рамках архитектуры. . . Для этого в первую очередь необходима социалистическая политическая база» [2, с. 77]. Поэтому Нимейер твердо заявлял: «Только социальные реформы способны принести комфорт и свободу для всех» [2, с. 176].

1 За рубежом,—1968.—№ 19,—С. 31.

Оскар Нимейер выступает в Центральном Доме архитектора в Москве, 1955 г.

 

Эти взгляды зодчий пронес через всю жизнь: «При несправедливом социальном строе архитектура приобретает тот же дискриминационный характер, что и сам режим. .. Тщетно искать в архитектуре и градостроительстве демагогического патерналистского решения, как некоторые предлагают... Если же мы хотим придать ей гуманистическое содержание, нужно непосредственно участвовать в политической борьбе, способствовать преобразованию общества» [6, с. 105].

С горечью наблюдал Оскар Нимейер, как не могли реализоваться и даже извращались самые дорогие его замыслы. Не были построены запроектированные им без всякого вознаграждения здания прогрессивных организаций, например газеты «Трибуна популар».