Карта сайта

Статья писалась в период кризиса и широкой критики ...

Статья писалась в период кризиса и широкой критики архитектуры современного движения, и Нимейер, один из его последних и верных могикан, не мог не видеть новых явлений, а подчас и признавал их закономерность. «Было время, когда стеклянные фасады были одной из главных характеристик современной архитектуры, так же как и самой популярной. Но прошло время, и они распространились так широко по всему миру, что архитекторы решили разнообразить их и попытаться найти собственные и характерные аспекты. И они пришли к смешанным стеклянным фасадам»3. Под смешанными он понимает более замкнутые фасады с бетонными и каменными простенками и поэтажными тягами или своеобразными пластичными рамами, которые и сам он активно разрабатывал в 70-е годы, в частности в пристройках к зданиям министерств в Бразилиа. Он признает, что «.. .смешанные решения, без сомнения, труднее разработать... поскольку они требуют оригинальных пропорций зданий и пластики»4, и, как и прежде, призывает к творческим поискам.

По-прежнему Оскара Нимейера волнует проблема взаимосвязи архитектуры со строительной техникой, которой он посвящает специальную статью. Он утверждает, что «...архитектура и инженерия — две неразделимые вещи. Когда работа хорошо продумана, архитектура и инженерия соединяются гармонично. А когда она прекрасна и превращается в произведение искусства, обе выступают с чрезвычайной изысканностью»5.

Но, обсуждая технические аспекты архитектуры, Нимейер вновь обращается к технологии и выразительным возможностям железобетона.

1 Modulo, 1978, № 50, р. 60.

2 Modulo, 1978, № 51, р. 45.

3 Ibid., р. 46.

4 Modulo, 1978, № 51, р. 47.

5 Modulo, 1978/1979, № 52, р. 34.

Он требует «понять тайны железобетона» и утверждает: «Железобетон требовал нового пластического словаря, свободы форм, которая должна была характеризовать его, и архитектор продолжает осмыслять свои фантазии, и архитектура, как и в старые времена, становится более разнообразной, легкой и творческой»1.

«Однако,— указывает Нимейер,— я постоянно отмечаю, что в проектах социального характера должны преобладать экономия, рациональное расчленение, заводское производство деталей»2.

Индустриальные методы домостроения все больше занимают зодчего и составляют содержание следующей статьи цикла. «Предварительное изготовление элементов зданий выросло из технологии железобетона как способ, который позволяет строить более экономично и более быстро»3. Его беспокоит, хотя и представляется ему естественной, монотонность и повторяемость зданий заводского производства, мастеру понятны неудовлетворенность и протесты общественности и самих архитекторов. Тогда Нимейер предлагает совмещать индустриальные (для основных конструкций) и традиционные (для второстепенных) методы строительства с целью обогащения композиционных решений. Он утверждает, что заводское изготовление деталей, которое вызывает возрастающий интерес, может и должно быть более разнообразным и обеспечивать сложное и новое художественное целое.

Он рассказывает о строительстве здания министерства вооруженных сил в Бразилиа, о его конструктивной схеме и говорит: «Здание поднялось как истинный дворец, доказывая, что предварительное изготовление конструкций, когда оно хорошо задумано, не означает вульгарность» 4.

«Ясно, — пишет О. Нимейер, — что предварительное изготовление деталей представляет ограничение и потому должно применяться там, где требуются экономия и скорость выполнения»5, тогда как в других случаях архитектору необходима свобода фантазии и воображения.

Цикл статей завершается обсуждением проблем массового строительства и его социальной роли.

Эти темы проходят через все творческое мышление зодчего, придают жизненность и драматизм его исканиям. Его высказывания подчас противоречивы, но в целом концепция весьма последовательна и ясна. Можно не соглашаться с постулатами мастера, но велика их роль в развитии искусства архитектуры, в самосознании профессии.