Карта сайта

В 60—70-е годы некоторое расширение жилищного строительства ...

В 60—70-е годы некоторое расширение жилищного строительства в Бразилии породило в архитектурной среде новые профессионально-реформистские иллюзии, и Нимейер счел своим долгом выступить против них. Ссылаясь на высказывание Ф. Энгельса, он подчеркивает, что «. . .говорить о социальной архитектуре в капиталистической стране есть не что иное, как проявлять псевдореволюционный патернализм» [14, с. 40]. И в другой статье: «Социальные программы. . . были организованы правящими классами, факт, который ясно определяет их ограниченность и цели. Естественно, мы находим нужным для архитектора участвовать в программах жилищного строительства, которые позволяют ему осмыслить проблемы заводского изготовления, повторяемости и экономии. Но мы против такого участия, когда оно только показывает необходимость выбора политической позиции, потому что социальное содержание этих планов фальшиво, демагогично и патерналистично» Заявление Нимейера излишне категорично. Самоустранение архитектора из социальных программ даже буржуазного государства может привести его только к утрате связей с массами, понимания их интересов. Сам Нимейер участвовал в проектировании жилых комплексов как в Бразилии, так и в других странах. Но это отражает принципиальность зодчего, понимание социальных возможностей и задач архитектуры.

1 Modulo. Dez. 1976/ian. 1977. № 44. d. 36—37.

Обложки книг и журналов Оскара Нимейера

 

И этого понимания Нимейер постоянно требует от каждого архитектора и критика. Он писал: «Очевидно, что бразильская архитектура не может быть исследована без предварительного учета социальной системы, которую она представляет, с классовыми привилегиями и контрастами между бедностью и богатством, которые характеризуют капиталистический мир»1.

С точки зрения профессиональных проблем, О. Нимейер многократно указывал на необходимость отмены частной собственности на землю как предпосылки разработки градостроительных проектов: «Ясно, что наша альтернатива, основанная на политических обоснованиях и принципах планировки городов, должна иметь в числе существенных положений общественную собственность на землю»2.

Работая в реальных социально-экономических условиях, Нимейер отлично сознает ограниченность своей профессиональной деятельности, болезненно воспринимает неизбежную в капиталистическом обществе зависимость архитектора от частных заказчиков. Он говорит о том, что бразильская архитектура, «.. .которая еще способна создавать произведения высокого качества, ограниченная... условиями правительственных планов и удовлетворением прихотей местной буржуазии, безразличной к нуждам непривилегированных — миллионов бразильцев, не имеющих крыши над головой», не может, например, решить проблем хаотически застроенных центров городов3.

Нимейер признавал: «Существующие социальные противоречия приводили меня в состояние неуверенности» [2, с. 57]. Рекламные и конъюнктурные требования заказчиков оказывали влияние на выбор профессиональных средств создания архитектурного образа. Он говорит о заказчиках, «которые хотели построить себе дома из ряда вон выходящими» [2, с. 57]. Критикуя пестроту новых зданий в Бразилии, он отмечал, что «.. .цвет выбирается только в соответствии с индивидуальным вкусом каждого архитектора, а иногда и того хуже — каждого домовладельца» [2, с. 39].