Карта сайта

Думается, что отмеченное частью алжирских архитекторов ...

Думается, что отмеченное частью алжирских архитекторов действительно резкое выпадение университета Константины (1977 г.) из планировочной, образной и ритмической структуры существующего города отвечает авторской концепции нового университета как символа нынешних и грядущих изменений, вызванных научным и техническим прогрессом, символа молодости и обновления. Отсюда, возможно, принципиально новые формы, своеобразное цветовое решение и, главное, совершенно иное, укрупненное — едва ли не излишне — масштабное решение. В то же время такое решение может быть оправдано изолированным размещением университета на плато против старого восточного города, от которого университет отделяет широкий каньон. Пространственный отрыв от существующей ковровой застройки отвечает программному противопоставлению ей.

1 La maison du parti ccmmuniste fran^ais (ouvrage). [Paris-Lion], 1981, p. [23].

Проект торгового центра в Джидде, Саудовская Аравия, 1974 г. Фото с макета

 

На бетонной платформе с круглыми и прямоугольными бассейнами свободно расположены высотное здание ректората со скошенными гранями, трактованное как своеобразный монумент, и несколько одноэтажных корпусов в виде громадных дисков или параллелепипедов. Композиционным центром ансамбля служит главная аудитория, смелое железобетонное покрытие которой напоминает огромную взлетающую птицу. Невольно удивляет отсутствие (может быть, временное) зелени и тени, которые в дополнение к воде могли бы сделать микроклимат в комплексе более благоприятным. Алжирский архитектор А. Язид отметил ряд недостатков комплекса и невнимание авторов к местной культуре

Помимо стилевых предпочтений есть еще одна, может быть, самая главная причина постоянства творческого подхода Нимейера к проектированию в Бразилии и за рубежом. Он всегда осознает и высоко ценит свою роль архитектора-бразильца и посланца бразильской культуры. Так, комментируя завершение строительства биржи труда в Бобиньи, он заявил: «Этим зданием бразильская архитектура еще раз утверждает себя во внешнем мире»2.

Метод работы Нимейера по зарубежным заказам является интернациональным по формам организации. Его ближайшие помощники, с которыми он ездил в 1964—1974 гг. по другим странам или которых предварительно посылал для ознакомления с задачей и местными условиями — переселившиеся в Бразилию немец Ганс Мюллер и француз Ги Диманш. Для выполнения отдельных заказов за рубежом он привлекает

1 L Architecture d'aujourd'hui. 1976, no. 183, p. 21—23.

2 Modulo, 1978, № 50, p. 38. Аналогично, реклама конструкторской фирмы, участвовавшей в разработке проекта университета в Константине, гласила: «Бразильское искусство и техника в Алжире».

своих бразильских сотрудников, в частности Глауку Кампелу. И почти всегда разрабатывает проекты реальных объектов в соавторстве с местными архитекторами, подчас известными, как его коллеги по сооружению здания ЦК ФКП Ж. Дерош и П. Шеметов и крупные инженеры-конструкторы Ж. Трико и Ж. Пруве.

Сотрудничество с мастером в развивающихся странах способствует повышению квалификации национальных кадров. Но не всегда работа О. Нимейера в других странах проходила гладко. Сам Нимейер вспоминал, что после успешного выполнения проекта выставки в Триполи он отказался от разработки новых проектов для Ливана. «Мне не хотелось больше создавать проекты в этой стране, чтобы не конкурировать с местными архитекторами» [2, с. 159]. Недовольство результатом и методами его работы выражали некоторые архитекторы Франции и Алжира, и, по-видимому, истинной причиной этого нередко были именно конкурентные соображения.

Интернационализм творческого метода Нимейера определяется не только и не столько традициями современного движения как «интернационального стиля», сколько политическими убеждениями архитектора, чувством коммунистической солидарности, испытанным им при встречах с единомышленниками в Бразилии, на празднике газеты «Юманите» в Париже, во время поездок в Советский Союз, в Болгарию, Польшу и другие социалистические страны. И он всегда мечтал проектировать и строить не только для своего народа, борющегося за освобождение, но и для общества, реально строящего социализм.

Глава 5

НОВЫЕ ЗАДАЧИ, НОВЫЕ СВЕРШЕНИЯ (работы 60- 80-х годов)

Как уже отмечалось, с середины 50-х до начала 60-х годов Оскар Нимейер был занят только проектами для Бразилиа и участием в их непосредственном осуществлении. В начале 60-х годов к этому добавилась организация архитектурного факультета университета в Бразилиа. Вне Бразилиа за десять лет Нимейер построил только новый яхт-клуб в Пам-пулье и спроектировал 15-этажный корпус-пристройку к Дворцу культуры в Рио-де-Жанейро в виде сплошь остекленного параллелепипеда, некоторое своеобразие которому должен был придавать орнаменталь-но-ритмический рисунок металлических переплетов. Композиционно-стилистические связи нового здания со старым почти не прослеживаются. Скорее, оно своим подчеркнутым геометризмом ближе к корпусам министерств в Бразилиа.

С 1964 по 1974 гг. зодчий жил и работал в основном в Европе, а во время коротких приездов в Бразилию был занят главным образом объектами Бразилиа. Лишь во второй половине 60-х годов единичные проекты разрабатываются им для других городов.