Карта сайта

Но определяющими в выявлении местной конкретности ...

Но определяющими в выявлении местной конкретности архитектурного образа у Нимейера продолжали оставаться не стилистические стереотипы, а конкретные местные условия.

Он вспоминал о задачах, которые встали в процессе создания проекта отеля на о. Мадейра (1966 г.): «Здание следовало расположить так, чтобы оно не закрывало вид на океан, и при этом следовало максимально использовать восхитительную панораму местности и растущую там зелень». Именно этим объясняет Нимейер свое композиционное решение: «Отсюда размещение блока перпендикулярно авениде и размещение казино и кинотеатра с учетом зеленых массивов» [2, с. 155].

С особой ответственностью О. Нимейер отнесся к приглашению разработать проект культурного центра для Виченцы, заповедника дворцов и вилл Палладио. Не считая возможным идти на стилизацию, он задумал сооружение в виде двух замкнутых цилиндрических блоков (1978 г.), как бы отгородившихся от исторического окружения.

Очерченная сложными кривыми и расчлененная локальными красочными пятнами, динамичная пирамида зала заседаний биржи труда в Бо-биньи под Парижем, которая первоначально проектировалась для Всеобщей конфедерации труда (1978 г.), стала композиционным центром ординарной современной застройки небольшого французского города.

Проект главной мечети, Алжир, 1971 г. Фото с макета

Проект министерства иностранных дел Алжира, 1972 г. фото с макета

 

Чуткий художник, Оскар Нимейер при всей своей творческой принципиальности, столь далекой от конъюнктурности, остро чувствует новые, часто только зарождающиеся тенденции в мировом зодчестве и реагирует на них. В 60—70-е годы в некоторых его проектах для зарубежных стран, особенно в курортном комплексе Алгарви на юге Португалии (1965 г.), учет местных особенностей и архитектурных традиций доведен до буквализма, вливаясь в русло общей направленности западноевропейского туристского строительства этого периода. Характерен несколько театрализованный замысел зодчего: «По узким улочкам, идущим вниз по склонам местности, удивленные посетители, ожидая вновь встретить современные архитектурные решения, подобные оставленным позади, неожиданно оказываются на маленькой сельской площади, почти провинциальной, с окружающими ее незатейливыми домишками, в которых разместились магазины, рестораны, бары и прочее. Все это чем-то напоминает старую Португалию, однако не копирует ее». А в другой зоне курорта — «. . .проектируемые жилые здания представляют собой комплекс небольших домиков средиземноморского типа, сгрудившихся на склоне» [2, с. 150]. В проект нового города в пустыне Негев в Израиле (1964 г.) Нимейер заложил торговую улицу с массивными аркадами по сторонам, напоминающую о восточных базарах.

Университет в г. Константина, Алжир, 1978 г. Эскизы, фрагменты ансамбля

Но во всех этих и подобных работах традиционные и региональные мотивы используются для второстепенных объектов проектируемых комплексов или их характер прямо указывает на включение архитектора в «игру в региональное», напоминая образный намек или ссылку. Или же автор подчеркивает декоративное, как бы условное или знаковое использование традиционного приема, когда структура сооружения остается сугубо современной, а переосмысленная деталь накладывается на нее. Так было задумано высотное здание правления государственной автомобильной компании «Рено» в Париже (1968 г.) с как бы приставленной к фасаду громадной, но подчеркнуто легкой аркадой. Гротесковые, преувеличенно массивные арки фасада здания фирмы «Фата инджиниринг» в Турине (1979 г.) вообще ничего не несут, подвешенные к консольной конструкции.