Карта сайта

Другим важным направлением была работа Нимейера ...

Другим важным направлением была работа Нимейера для прогрессивных правительств развивающихся стран. «Если в этих странах нет передовой техники, не хватает квалифицированной рабочей силы, — писал зодчий, — то они зато полны порыва и вдохновения, желания утвердить свою волю к созданию нового, что, на мой взгляд, важнее всего» [2, с. 180].

Наиболее крупные и комплексные работы Нимейер вел по заказам правительства Алжира, дав предложение по развитию города Алжира и спроектировав крупные университетские комплексы, а также создав в Алжире архитектурную школу, построенную на новых принципах преподавания. Нимейер стремился воспитывать в ней не просто квалифицированных проектировщиков, но подлинных борцов за социальный прогресс, за национальную независимость, за строительство новой культуры молодой страны: «Мы хотим, чтобы студент выходил из школы не просто специалистом в своей области, а современным человеком, знакомым с проблемами, стоящими перед миром и перед его страной, готовым принять участие в их решении» [2, с. 173].

Цельность и активность личности О. Нимейера сказались в том, что его работы для других стран 40-х — начала 60-х годов, особенно на стадии проектов, стилистически не отличались от его произведений для строительства в Бразилии. Соответственно изменение их образного характера во времени отражает творческое развитие Нимейера в целом. Очевидные параллели связывают виллу Тримейн с проектами особняков близ Рио-де-Жанейро, жилой дом для выставки в Западном Берлине с многоэтажными сооружениями в Бразилии. Музей в Каракасе доводит до завершенности композиционный замысел неосуществленного проекта аудитории в Сан-Паулу и сам получает дальнейшее развитие в зданиях Национального конгресса в Бразилиа, а выставочный комплекс в Триполи (Ливан) прямо перекликается с факультетом естественных наук университета Бразилиа.

1 Ленинградская панорама.— 1983.— № 4.— С. 21.

Дом культуры в Гавре

Дом культуры в Гавре, 1981 г. Фото с макета, фрагменты

Дом культуры в Гавре

Дом культуры в Гавре, 1981 г. Планы, разрезы:

А — зал многоцелевого назначения. План: 1 — зал приемов, 2 — трансформируемый зал от 300 до 600 мест, 3 — театральная студия, 4 — студия зву-ко- и видеозаписи, 5 — зал хранения записей, 6 — аудитория на 80 мест, 7 — зал хранения документации. Разрез: 1 — зал, 2 — аудитория, 3—конференц-зал, 4—конторские помещения. Б — театр. План верхнего уровня: 1 — зал на 1155 мест, 2 — просцениум (или оркестровая яма), 3 — сцена. План нижнего уровня: 1 — зал для приемов и выставок, 2 — кинозал или конференц-зал на 300 мест, 3— оркестровая яма, 4 — артистические помещения, 5 — санузлы для зрителей. Разрез: 1 — театральный зал, 2—сцена, 3 — оркестровая яма, 4 — кинозал, 5 — зал для приемов и выставок, 6 — санузлы, 7 — технические помещения.

 

В оценке единообразия творческой манеры Нимейера в его работе для иной экономической, социальной, политической и культурной среды нельзя игнорировать роль и значение характера заказа, получаемого из другой страны — особенно в условиях современного капитализма со свойственной ему системой «звезд» в различных областях искусства. Как известно, «звезда» часто становится узником в созданной ею или для нее стилевой (нередко позолоченной) клетке — «имидже», попытки вырваться из которой безжалостно пресекаются.

Ведь заказ передается определенному архитектору — особенно зарубежному— в прямом расчете на его «фирменный стиль», причем не только (обязательно рекламируемое впоследствии) авторство мастера повышает престижную ценность объекта, но и сам заказчик заинтересован в получении объекта определенной и отвечающей манере данного архитектора стилевой характеристики. Это требование заказа, по-видимому, особенно жестко соблюдается в отношении мастера такой ярко выраженной индивидуальности, как Нимейер.