Карта сайта

Нимейер заявлял, что здание ЦК ФКП ...

Нимейер заявлял, что здание ЦК ФКП «призвано стать символом нашей общей неустанной борьбы за мир и справедливость, к которым мы так стремимся» [2, с. 133—134]. Эта цель предопределила образное решение. Хотя автор неоднократно указывал на обусловленность изгиба административного корпуса условиями участка, его трактовка становится ясной из эскиза, где поверхность фасада развевается волной, как полотнище пролетарского знамени, на фоне которого укреплены серп и молот. В процессе осуществления проекта скульптурная эмблема приобрела более обобщенный геометрический рисунок. Здание ЦК ФКП стало одной из достопримечательностей Парижа.

Реализуя социальные идеалы своей профессиональной деятельности и продолжая традицию прогрессивной архитектуры Франции О. Нимейер построил Дом культуры в Гавре (1981 г.), два лаконичных конои-дальных объема которого, почти не имеющие проемов, вмещают большой театрально-концертный зал, лекционные залы, учебные кабинеты, кружковые помещения, студии, дискотеки и т. п.

В 1971 г. муниципалитет Гавра, возглавляемый левыми силами, обратился к О. Нимейеру с предложением разработать проект городского Дома культуры. В годы после второй мировой войны под воздействием демократического движения во Франции было построено множество Домов молодежи и несколько крупных Домов культуры, в том числе Музей-Дом культуры в Гавре (1961 г.)2. Однако в данном случае речь шла о многофункциональном комплексе, размещаемом к тому же в самом центре города на месте разрушенного в годы войны городского театра.

О. Нимейер задумал, по существу, широкую (или комплексную) реконструкцию просторной прямоугольной площади Шарля де Голля, обращенной к так называемому Торговому бассейну и окруженной строгими домами, которые были построены по проекту великого французского архитектора О. Перре.

Как писали советские архитекторы Г. Булдаков и Н. Лейбошиц: «Основная идея О. Нимейера заключалась в том, чтобы возродить традиционную роль площади как средоточения городской жизни, подключить ее к пульсирующему ритму улицы»3. По контрасту с ортогональностью существовавшей застройки, которая, по традиционной планировочной логике, требовала регулярной, классической постановки здания по оси площади, архитектор построил неожиданную композицию вдоль диагоналей площади. Новый культурно-торговый «форум», который горожане стали называть «Пространство Оскара Нимейера», задуман двухъярусным, с пластичными криволинейными парапетами и рампами для пешеходов. В нижнем ярусе, защищенном от ветров, дующих с океана, проектировщики расположили магазины, рестораны, библиотеку, дискотеку, автостоянки.

1 Эрн И. В. Влияние прогрессивных организаций на формирование зданий культурного назначения для трудящихся (Франция).— В кн.: Архитектура Запада. 2. Социальные и идеологические проблемы.— М., 1975.— С. 175—196.

2 Эрн И. В. Указ. соч.—С. 191, 194—195.

3 Ленинградская панорама.— 1983.— № 4.— С. 21.

 

Здание Центрального Комитета Французской коммунистической партии в Париже, 1966—1981 гг. Общий вид, планы этажей, детали

Здание Централь ного Комитета Французской коммунистической партии в Париже, 1966—1981 гг. Интерьеры

Биржа труда в Бобиньи близ Парижа, 1978 г. Общий вид, главный вход, интерьер главного зала

Над площадью возвышаются два мощных, почти не имеющих проемов коноидальных объема, масса и светлая бетонная поверхность которых резко контрастируют с мелким ритмом плоскостей домов по периметру площади. Автор акцентировал пространственность построения, усиливающую пластичность композиции. Он говорил: «Меня не устраивала площадь, элементы которой люди воспринимают с одной точки зрения». Ту же роль играет расчленение объемов: «Когда имеется два здания, между ними существует пространство; оно становится частью архитектуры» Более того, формы зданий придают пространству динамику, как бы закручивают площадь вокруг себя, обогащают и оживляют суховатую застройку.

1 L Architecture d'aujourd'hui, 1983, Ν 228, p. 23.

Тонкие железобетонные оболочки скрывают сложное, изысканно распланированное внутреннее пространство. В более низком объеме расположены зал многоцелевого назначения с изменяющимся от 300 до 600 числом мест, малые конференц-залы, административные помещения, студии, помещения для звукозаписи. Основное помещение в главном объеме — театр с амфитеатром на 1155 мест, кинозал на 300 мест, просторные фойе, кафе и т. п.

Открытие гаврского Дома культуры в 1982 г. стало праздником города, главным событием фестиваля искусств. На стену проецировались диапозитивы, показывающие эпизоды истории Гавра А вскоре комплекс Дома культуры стал крупнейшей сценической площадкой города и местом прогулок и отдыха горожан.