Карта сайта

Кроме того, нельзя забывать, что Бразилиа ...

Кроме того, нельзя забывать, что Бразилиа — любимое и наиболее важное и значительное произведение Нимейера, которому он посвятил многие годы и не мог снять с себя творческую ответственность за результат, отказаться от участия в развитии и завершении ансамбля: «Нам неоднократно приходила в голову мысль бросить все и уехать из Бразилиа. Мы без конца спрашивали себя: «Сколько можно спорить? Почему мы вынуждены отвечать на все эти глупые выпады против нас?» Но Бразилиа уже стал к этому времени частью нас самих, и мы по-прежнему оставались там, чтобы в меру сил защищать его» [2, с. 172].

Мемориал Ж. Кубичека в Бразилиа, 1981 г. Общий вид, интерьеры библиотеки

 

Проекты дворцов Арок и Правосудия были разработаны в 1962— 1964 гг.— в годы общественного подъема. К тому же архитектор здесь рассматривал сложнейшие и интереснейшие профессиональные задачи, для решения которых были предоставлены необычные возможности, и профессионал-архитектор не мог (и, наверное, не должен был) отказываться от них. Если строительство Бразилиа началось как социальная утопия, то впоследствии, после утраты утопических иллюзий, осталась и вышла на первый план эстетическая утопия, стремление к красоте как к средству возвышения и вдохновления масс, Может быть, поэтому поздние дворцы Бразилиа независимо от их функционального назначения особенно одухотворены и человечны, художественно выразительны.

В 70-е годы Нимейер, понимая необходимость продолжения работы в столице, построил в Бразилиа небольшой собственный жилой дом. Так же, как несколько ранее здание министерства иностранных дел, он отразил серьезные изменения в архитектурном мышлении и эстетических предпочтениях. Если собственные дома Нимейера в Рио-де-Жанейро 1942 и 1953 гг. строились в максимально современных по тому времени формах, дом в Бразилиа имеет гораздо более традиционный облик. Только гладкая белая стена, выходящая на участок из-под крыши, напоминает бетонные плоскости более ранних зданий, но здесь сплошные стеклянные стены заменены квадратами оконных проемов. Образ здания создает высокая черепичная крыша, свес которой, образующий просторную террасу, поддерживается квадратными в плане столбами.

Построенный же в конце 70-х годов корреспондентский пункт журнала «Маншете» не несет буквальных примет архитектуры прошлого. Только плоское покрытие входной галереи имело сводоподобные закругления у колонн. Одноэтажное сооружение со сплошь стеклянными стенами напоминает павильон, окружающий озелененный шестиугольный дворик. Павильонный характер подчеркивает и круглый бассейн перед главным входом.

В этот период насыщается и монументально-символическое оформление столицы.

Давние композиционные идеи волнообразного покрытия с выступающими наружу балками на треугольном плане и сочетания легкой бетонной сводчатой оболочки с обелиском использованы в военном пантеоне.