Карта сайта

Новизна аркады, ее отличе от колоннад дворцов Планалту ...

Новизна аркады, ее отличе от колоннад дворцов Планалту и Верховного суда проявляется и в материале — бетоне со следами опалубки, контрастирующем с белым мрамором колонн на площади Трех Властей. Но их напоминает цветом и фактурой скульптура «Метеор» (работы Б. Джорджи) в виде вырезанного беломраморного шара, поставленная у главного входа, к которому через бассейн перекинута лента моста. Из-под арок открываются эффектные виды на дворец Национального конгресса.

Схема развития формы опор зданий О. Нимейера в Бразилиа

 

Интерьеры дворца Арок просторны и богато украшены скульптурой и живописью; наряду с ультрасовременными композициями использованы барочные скульптуры летящих ангелов и парадная картина XIX в.

Здание министерства иностранных дел стало едва ли не наиболее выразительным да и известным правительственным зданием Бразилиа, что отражает характерную противоречивость творческой деятельности Нимейера: при программном стремлении к ансамблевой застройке он безусловно мыслит отдельными, завершенными в себе объемами. На новом этапе строительства Бразилиа и творческого пути Нимейера второстепенное, переходное по своему месту в структуре центра здание, разработке которого архитектор уделил особое внимание, хотя и перекликается с дворцом напротив, приобрело ведущую композиционную роль. Особенно выразительный характер этого здания связан, как уже говорилось, с его особой функционально-семантической ролью представительства страны вовне.

На противоположной стороне эспланады расположилось здание министерства юстиции — дворец Правосудия (1970 г.), вначале проектировавшийся как казначейство. Его структура подобна дворцу Арок, служебные помещения сгруппированы вокруг озелененного внутреннего дворика. Фасады здания решены по-разному. Боковой фасад превращен в гигантские солнцезащитные жалюзи с вертикальными стенками-«планками», расставленными на разных расстояниях и повернутыми под различными углами, что создает сложный, колеблющийся ритм. Главный фасад, как и фасад Итамарати, образован аркадой на всю высоту, но трактованной совершенно иначе: она не пространственная, стереоме-тричная за счет скосов колонн и архивольта, а подчеркнуто плоскостная, с жесткими гранями, перекликающимися с горизонтальными тягами остекления. Узкие пилоны-опоры арок развиты в глубину, и между ними на разной высоте закреплены пластичные железобетонные козырьки желобообразного сечения, с которых вода (Нимейер придает ей все более активную формообразующую роль) падает каскадами в окружающий здание бассейн. Декоративный характер аркады демонстрируется ее размещением только в центральной части фасада — непосредственно против остекленного объема, тогда как крайние, к тому же уширенные пролеты против затененных обходов перекрыты только плоской плитой, опирающейся по углам на тонкие пилоны прямоугольного сечения.

Железнодорожный вокзал в Бразилиа, 1977 г. Фото с макета, общий вид

Железнодорожный вокзал в Бразилиа, 1977 г. Фото с макета, общий вид

Фасад здания министерства вооруженных сил также образует сборная аркада, зрительно более массивная. Наружная, почти глухая стена собрана из сложной формы стенок-стоек желобообразного сечения ребрами наружу, из-за чего здание приобрело замкнутый, неприступный облик. Однообразный длинный ряд этих панелей напоминает парадный сомкнутый строй солдат. Только козырек над входом прорезает эту стену-ограду.

Автор озеленения всех этих дворцов Р. Бурли-Маркс установил в водоеме перед министерством вооруженных сил своеобразные группы бетонных монолитов-«скульптур», напоминающих противотанковые надолбы, еще более заострив неприветливый «воинственный» образ сооружения.

Перед фасадом министерства возведен Военный пантеон в виде плоского свода и обелиска рядом.

В это же время недалеко от дворца Рассвета, резиденции президента республики, О. Нимейер построил небольшой дворец Жабуру для вице-президента. В его облике также доминирует горизонталь плоской крыши, но колоннада дворца Рассвета здесь заменена угловыми пило-нами-контрфорсами с наклонными гранями. Свес крыши затеняет, как и во дворце президента, сплошное крупно расчлененное остекленение наружных стен.

Таким образом, происходил, казалось бы, необъяснимый процесс: в годы реакционной диктатуры, когда развеялись иллюзии периода «де-зенволвиментизма» (пик которого пришелся на строительство и первые годы функционирования Бразилиа), когда сам город приобрел совершенно иное политико-символическое значение, и Нимейер горячо выступал против режима — «...никогда я не видел столько противоречий и столько насилия...» [2, с. 176] — продолжали строиться великолепные дворцы по проектам и под наблюдением преследуемого по политическим мотивам архитектора. Однако противоречие здесь действительно кажущееся. При последовательных выступлениях против антинародного государства Нимейер стремится воплотить в правительственных зданиях и других постройках столицы свое представление о символах демократической власти, создать их архитектурные образы, отвечающие его оптимистическому взгляду в будущее.

Комплекс Телебраз, Бразилиа, 1980 г.