Карта сайта

В 1965 г. Нимейер бесплатно, в дар городу разработал ...

В 1965 г. Нимейер бесплатно, в дар городу разработал проект аэропорта для Бразилиа. Его главной заботой было возвести «. . .ворота новой столицы, которые должны были гармонировать с ее архитектурой так, чтобы каждый приезжающий ощущал, что его ждет город новый и современный» [2, с. 174]. И аэропорт Нимейера отвечал бы такому назначению. Он проектировался многоярусным, по наиболее технологически совершенной тогда кольцевой схеме, причем снаружи покрытие кольца должно было поддерживаться опорами необычных очертаний, едва касающимися земли. Их силуэт как бы предварял многообразие и легкость колонн дворцов Бразилиа. Совершенно необычно был задуман контрольно-диспетчерский пункт в форме чечевицы, вознесенной над летным полем наклонным ребристым пилоном, приводящим на память струю газов, вырывающихся из реактивных сопел при взлете.

Проект получил единодушное одобрение архитектурной общественности, но военные власти не допустили строительство столичного аэропорта по проекту прогрессивного общественного деятеля. Вначале выдвигались возражения экономического порядка, затем технологического, но однажды раздраженный генерал откровенно заявил репортерам: «Место архитектора-марксиста в Москве» [2, с. 154]. О. Нимейер обратился в прессу с протестом против отклонения проекта, его поддержали многие общественные деятели и архитекторы, и в течение двух месяцев это дело не сходило со страниц газет.

Несмотря на то, что аэропорт был построен по проекту другого архитектора (Науру Эстевиса) и приобрел тривиальный облик, Нимейер одержал важную моральную и даже политическую победу над произволом власти.

С середины 60-х годов вновь активизировалось строительство правительственных зданий в Бразилиа. Первым из дворцов нового поколения стало здание министерства иностранных дел, получившее два названия: Итамарати (по названию бывшего королевского дворца в Рио-де-Жанейро, в котором оно размещалось до переезда в новую столицу) и дворец Арок в соответствии с его обликом, возможно, также частично навеянным образом прежнего дворца. Дворец Арок замыкает собой цепочку корпусов министерств перед дворцом Национального конгресса, и его образ служит важным композиционным акцентом-переходом между ними. Эта «особость» отвечает специфической представительской функции здания, к тому же его строительство знаменовало появление новых тенденций в бразильской и мировой архитектуре, в частности усиление интереса к художественному наследию, своеобразно проявившееся уже в первых дворцах Бразилиа.

Проект аэропорта в Бразилиа, 1965 г. Фото с макета, рисунки О. Нимейера, фасад, разрез

Проект полносборных жилых домов для Бразилиа, 1962 г. Рисунок О. Нимейера, схема блокировки, фасад, план

 

Стеклянный куб основных помещений, увенчанный пышным садом со скульптурами на плоской крыше, как бы одет изысканной по формам аркадой с плоским покрытием в виде перголы. Стройность ее колонн, плавно переходящих в арки, подчеркивается клиновидной в плане формой и тончайшей горизонталью их завершения. Колонны вырастают прямо из воды окружающего здания бассейна с островками, покрытыми тропическими растениями; благодаря отражению их высота зрительно удваивается. Аркада кажется особенно изящной и в то же время достаточно материальной со стороны эспланады на фоне стеклянного параллелепипеда деловых помещений министерства.