Карта сайта

Несколько изящных пластичных сооружений с фасадами ...

Несколько изящных пластичных сооружений с фасадами, образованными солнцезащитными решетками, в числе которых яхт-клуб и теннисный комплекс, О, Нимейер построил в озелененной зоне отдыха на берегу водохранилища.

Остается неосуществленным его замысел городского стадиона. Стадион был запроектирован в двух вариантах, причем оба предусматривали частичное перекрытие трибун и поля. С этой целью в одном из вариантов была задумана слегка изогнутая в плане трибуна только с одной стороны спортядра, а с противоположной стороны должна была располагаться огромная сцена, что позволяло использовать арену и «для больших музыкальных и театральных представлений, а также для проведения гражданских, молодежных или олимпийских парадов» [2, с. 56]. Трибуна, футбольное поле и сцена должны были перекрываться секторным в плане складчатым сводом.

Другой вариант предусматривал обычное расположение трибун, перекрытых кольцевым козырьком, к которому подвешено светопропуска-ющее легкое покрытие над футбольным полем.

Долго работал Нимейер над проектами зданий университета города Бразилиа, где зодчий был назначен деканом созданного им архитектурного факультета Сразу по окончании основных зданий города был построен небольшой павильон центра проектирования университета (Сеп-лан) с плоской крышей на простых панелеподобных опорах. В интерьере Нимейер поместил на стенах огромные фото со своих эскизов дворцов Бразилиа и голубку Пикассо со словом «Мир» на разных языках, кресла современного рисунка и ящики с зеленью.

Одной из первых проблем было создание проекта входной площади университета. Как и все ансамбли Бразилиа, она должна была состоять из отдельных, связанных только композиционно, зданий. Однако, стремясь «. . . избежать того, чтобы здания своими пропорциями придавали площади излишне монументальный вид», авторы «сократили высоты, объемы и свободные пространства, стремясь сохранить скромный университетский характер» [2, с. 110]. С той же целью предполагалось покрыть площадь зеленым газоном.

1 Эту должность он вынужден был оставить после реакционного военного переворота в апреле 1964 г.

На площади проектировалось расположить ректорат, библиотеку, музей истории цивилизации и гигантскую главную аудиторию, предназначенную не только для университетских мероприятий, но и для проведения международных конференций. Подчеркивая «приглашающий» характер площади, все здания были приподняты над землей на широко расставленных мощных пирамидальных опорах. Авторов не остановила необходимость применения массивных большепролетных конструкций, что, как представляется, как раз не могло не придать сооружениям столь нежелательную для Нимейера монументальность. Возможно, в применении массивных конструкций в творчестве О. Нимейера проявилось влияние необрутализма, получившего в эти годы широкое распространение, в том числе в Бразилии.

Такой характер имеет и законченный в 1961 г. новый яхт-клуб в Пам-пульи (едва ли не единственное, кроме проекта пристройки к зданию министерства культуры — бывшего министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, произведение Нимейера этих лет вне Бразилиа).

Укрупненное масштабное решение яхт-клуба, сознательно противопоставленное изяществу и легкости яхт-клуба 1942 г., отвечает изменению градостроительной ситуации в Пампульи, которая за 20 лет превратилась в застроенную зону отдыха огромного города, обслуживающую массы людей. На участке, отведенном для строительства, расположились различные сооружения, среди которых главное — собственно клуб с залами, библиотекой, гостиными и рестораном. Основной композиционной темой оказалось ребристое большепролетное покрытие изрезанной в плане формы, опирающееся на пирамидальные пилоны, консольные выносы балок которого нависают над садами, бассейнами, площадками для отдыха. Композиционная тема монументального плоского снизу покрытия с вынесенными вверх криволинейными ребрами балок определяет и образ яхт-клуба в Бразилиа.

Корреспондентский пункт журнала «Ман-шете» в Бразилиа, 1980 г.

 

Поверхность пилонов и балок нарочито огрублена, на ней сохранены следы опалубки. Их мощь оттеняется тонкостью и четкостью стеклянных стен с металлическими переплетами. Новый яхт-клуб в Пампульи стал едва ли не первым в Бразилии примером необрутализма, распространившегося в 50—60-е годы в архитектуре капиталистических стран, однако его формы органичны в динамике развития творчества мастера с его постоянным вниманием к пластике железобетонных конструкций.