Карта сайта

Если здания более утилитарного назначения ...

Если здания более утилитарного назначения — ряды магазинов, банков, предприятий быта имеют также суховатый рядовой облик, оживляемый только вывесками, витринами, рекламой, то подчеркнуто живо решены небольшие объемы начальной школы, кинотеатра, цилиндрический зал которого контрастирует с параллелепипедами жилых домов не только пластикой, но и сочным цветом, и особенно — изящная небольшая церковь. Ее образ создает подвешенная к трем мощным пилонам железобетонная крыша, символизирующая простоту храмов первых христиан и одновременно, может быть, сознательно увековечивающая образ тента, под покровом которого освящалось в начале 1957 г. место строительства будущей столицы. Стены церкви облицованы снаружи плитками «азулежус» (по эскизам А. Вулкана), которые в зданиях Бразилиа снова нашли у Нимейера широкое применение, что, бесспорно, символично. Свет в интерьер церкви проникает через цветной витраж, а стены украшает легкая роспись работы Альфреду Волпи.

«Палас-отель» в Бразилиа, 1958 г. Общий вид, рисунки О. Нимейера, интерьер гостиной

 

Стилизация и тактичная изобразительность присутствуют и в других культовых сооружениях О. Нимейера. В конце 70-х годов он построил в Бразилиа закрытую школу — коллегию Дон Боско, весь фасад которой образуют стрельчатые арки, вносящие в комплекс элемент подобия готическому храму.

Национальный университет в Бразилиа, 1962—1980 гг. Сеплан — центр планирования университета, 1962 г. Интерьеры. Эскизы теологического факультета и аудитории на главной площади, 1962 г. Учебно-лабораторный корпус факультета естественных наук, 1968 г. Виды внутренней улицы

 

В целом решения большинства запроектированных Нимейером общественных зданий за пределами правительственного центра более камер-ны, чем здания государственных учреждений, скромны, масштабно приближены к человеку, даже когда они имеют грандиозные физические размеры.

В центральной части города О. Нимейер в 60—70-е годы построил большое число общественных зданий самого разнообразного объема и назначения, в том числе многоэтажную гостиницу «Насионал», окружную больницу — оба здания вновь с солнцезащитными поворотными ребрами на продольных фасадах. Под руководством и, возможно, по эскизу Нимейера построено его сотрудником Г. Кампелу здание муниципалитета Бразилиа — дворец Бурити В банковском секторе столицы Нимейер запроектировал высотное здание Национальной металлургической компании с оригинальной висячей конструкцией, которое должно было носить также символическое наименование — дворец Развития.

1 Название происходит, по-видимому, от эндемичного бразильского вида пальм.

В 1978 г. закончен комплекс зданий Бразильского телевидения (Теле-браз), как бы соединивший формотворческие искания 50-х и 70-х годов — два прямоугольных, поднятых на столбы корпуса с глухими овальными в плане лестнично-лифтовыми башнями, примыкающими к торцам, и вертикальными поворотными солнцезащитными планками на всей плоскости фасадов, обращенных на северо-запад. Противоположные фасады имеют обычные прямоугольные окна, а между корпусами на общем стилобате расположен глухой объем центра обработки данных в виде усеченной пирамиды и с одной из сторон комплекса — также глухой параллелепипед музея. Выразительность ансамбля усиливает контрастное цветовое решение: светлый необработанный бетон, оранжевые жалюзи, темно-синие панели с окнами, пурпурные грани пирамиды и параллелепипеда.