Карта сайта

Вероятно, О. Нимейеру был всегда необходим конструктор ...

Вероятно, О. Нимейеру был всегда необходим конструктор именно такого склада. Не случайно он писал: «Я мысленно перебираю в памяти все те работы, которые мы с ним осуществили вместе, и не помню ни одного случая, чтобы он возразил против предусмотренного в проекте. Ни разу он не проявил излишней осторожности, требуя изменений по экономическим соображениям или опасаясь за конструкцию. Его работа всегда отличалась точным пониманием задачи и оптимизмом, он стремился найти для каждого замысла правильное решение, такое, которое в мельчайших деталях должно сохранить архитектурный замысел, игнорируя трудности, которые могут возникнуть, будучи уверенным, так же как и я, в том, что архитектура, чтобы стать произведением искусства, должна прежде всего быть прекрасной и творческой» [2, с. 13].

В более крупном масштабе, чем сопоставление отдельных деталей или зданий, прием контраста определил соотношение образно-формального решения общественно-правительственного центра и жилой зоны.

Как и задумывал Л. Коста, жилой застройке придано фоновое, хотя и не второстепенное значение. О. Нимейер (совместно с Э. Ушоа) запроектировал первые жилые кварталы («суперквадры») города.

Высказываясь «за почти неограниченную пластическую свободу», Нимейер оговаривался, имея в виду как раз опыт руководства проектированием Бразилиа: «В густонаселенных местах я, наоборот, выступаю за сохранение единства и гармонии архитектурного ансамбля. .. В соответствии с этим в жилых кварталах Бразилиа мы придерживались определенных норм соотношения застроенных массивов, свободных пространств, высоты домов и материалов их внешнего оформления, чтобы воспрепятствовать дисгармонии и путанице при росте города, как это происходит со многими современными городами» [2, с. 85]. И действительно, при достаточном разнообразии, объемно-пространственное решение первых кварталов производит впечатление регулярности, цельности и спокойствия Все жилые дома имеют одинаковую высоту (шесть жилых этажей над открытым, проходным первым). Длина корпусов одинакова, только часть их сблокирована попарно вдоль или параллельно. Таким образом, в новом, более крупном масштабе Нимейер развил композиционные приемы жилой застройки, заложенные в процессе работы над поселком в Сан-Жозе-дус-Кампус.

Типы квартир в домах различны, и для реальных условий бразильского строительства характерно, что каждый дом предназначен для заселения семьями примерно одинакового социального положения. Дома галерейного типа, плоскости их фасадов, оживленные только солнцезащитными устройствами, расчленяются глухими объемами лестнично-лифтовых башен, которые вносят в застройку четкий ритм.

В целом облик многоэтажных жилых домов суше, чем в работах начала 50-х годов. В частности, пластически развитые вилкообразные опоры заменены плоскими пилонами трапециевидной формы. И дело, по-видимому, не только в более мелком масштабе, а в последовательном проведении принципа: в комплексной застройке (а не в единичных, подчас как бы находящихся вне окружения гигантских домах-комплексах) пластическая и колористическая выразительность программно сосредоточена в образе общественных зданий или в малых формах благоустройства.

1 Публикуя проекты и фото, О. Нимейер уточнял: градостроительное решение Л. Коста, архитектура О. Нимейера и Э. Ушоа.