Карта сайта

Театральное здание предназначено для проведения ...

Театральное здание предназначено для проведения оперных и балетных спектаклей, опереточных представлений и концертов симфонической и камерной музыки. Два зала, большой на 2000 мест и малый на 500 мест, объединены в цельный объем с общими подсобными помещениями и сценической коробкой и имеют входы с противоположных торцовых фасадов. Перегородка между сценами может быть убрана в случае представлений или концертов, допускающих двусторонний или круговой обзор. Возможно, на замысел Нимейера, как и в работе над проектом Национального стадиона, повлиял конкурсный проект Дворца Советов в Москве Jle Корбюзье, но решение, найденное бразильским мастером, оказалось существенно иным: вместо расчлененного возник объем абсолютно цельный и лаконичный. План здания имеет трапециевидный контур из-за различных размеров зрительных залов, причем амфитеатры и сцена заглублены в землю, что позволило «распластать» огромное здание.

Дворец Арок (Итамарати)

Дворец Арок (Итамарати)

Дворец Арок (Итамарати) — министерство иностранных дел, 1966 г. Общий вид, план, фрагмент фасада, скульптура «Метеор» работы Б. Джорджи

 

В период проектирования театра О. Нимейер писал, что «.. .была создана оригинальная архитектурная форма, словно раковина, заключающая в себе все здание» [2, с. 55]. И действительно, усеченная пирамида ограждающих конструкций как бы надета сверху на объемы различных помещений. Торцовые фасады расчленены наклонными ребрами-пилонами, образующими в нижней части своеобразные портики, тогда как трапецеидальные боковые грани почти не имеют проемов. Вопреки канонам функционализма они сплошь покрыты геометрическим рельефом по эскизу художника А. Вулкана.

Если здание театра подчеркнуто массивно, то собор, расположенный на противоположной стороне эспланады ближе к корпусам министерств, полностью прозрачен. Его железобетонный каркас был выполнен к моменту переноса столицы и почти 10 лет подобно скелету ископаемого гиганта или античной руине притягивал каждого приезжего. Отделка и остекление собора были закончены только к 1970 г. И ныне запоминающийся, необыкновенный образ собора создается его конструктивной основой.

Собор представляет собой круглый коноидальный объем, перекрытый плоским куполом, увенчанным крестом. Для О. Нимейера было очень важно «. . .найти компактное решение, которое внешне всегда сохраняет чистоту образа вне зависимости от угла зрения. Мы прибегли к круглой форме, которая придает собору эту особенность» [2, с. 53]. Купол поддерживают изогнутые внутрь и вновь расходящиеся в верхней части ланцетовидные пилоны, едва касающиеся земли и устремляющиеся к небу подобно языкам пламени. Пространство между пилонами заполнено тонированным теплозащитным стеклом в тонких металлических переплетах.

Пол молитвенного зала заглублен на несколько метров ниже поверхности земли, что позволило не только интересно решить функциональные задачи, организовав алтарь на ступенчатом подиуме и часовни по кругу, но и добиться необычно сильного эмоционального эффекта. Вход в собор предусмотрен через пандус с поверхности земли, проходящий через затемненный подземный коридор. Когда же молящийся попадает в круглый зал, на него сверху буквально обрушивается каскад света через стеклянные наклонные стены. Подход к собору фланкируют монументальные статуи евангелистов (скульптор А. Сескьяти), очевидно, перекликаясь со знаменитым барочным ансамблем в Конгоньясе (1757— 1820 гг.), где великий скульптор и архитектор мулат Алейжадиньу изваял перед паломнической церковью Бон-Жезус ди Матузиньус 12 статуй библейских пророков. А в интерьере под куполом подвешены скульптуры трех летящих ангелов (работы А. Сескьяти), вносящие в ультрасовременную композицию интерьера традиционный, несколько классицистический мотив.