Карта сайта

Экспозиционный зал, который запроектирован в виде ...

Экспозиционный зал, который запроектирован в виде громадной двойной балки, несимметрично, еще как бы не окончательно уложенной на кубическую опору, воссоздает пафос созидания. В облике здания почти ничто не указывает на наличие внутреннего пространства, даже лестница, ведущая в экспозиционный зал, спрятана в массиве куба, к которому прикреплена маска Ж. Кубичека. Мемориальный характер здания усиливают торжественные надписи на фасадах и на внутренних стенах зала, освещаемого через остекленную полосу, которая разрезает «балку» вдоль.

Государственный театр в Бразилиа

Государственный театр в Бразилиа, 1961—1966 гг. Общий вид, разрез, деталь фасада — геометрический рисунок художника А. Булкана

Несколько позже, завершая ансамбль площади Трех Властей, был воздвигнут обелиск-голубятня в виде спаренного или разрезанного столпа, который внес в композицию площади не только новый динамичный вертикальный акцент, но и реальное движение и звук — шум массы голубей, оживляющих монументальную торжественность ансамбля. В начале 70-х годов на площади был установлен громадный ажурный флагшток.

Тема парности композиционных элементов, то подобных, то контрастирующих по форме, объему и функциональному назначению, последовательно и активно проведена во всем ансамбле правительственного центра Бразилиа. Масштаб парных элементов изменяется от архитектурной детали до комплекса зданий. Раздвоены голубятня, «балка»-зал музея, небоскреб секретариата конгресса; из двух фигур состоят скульптурные группы «Купальщицы» перед дворцом Рассвета и «Воины» на площади Трех Властей; в дополнение к парности корпусов секретариата образ здания конгресса создают выведенные выше крыши-террасы два зала заседаний, два дворца образуют вершины треугольника главной площади у ее основания, две цепочки корпусов министерств фланкируют эспланаду и т. п. 1

Возможно, идея парности подсказана архитектору самой структурой генерального плана Л. Коста, симметричного относительно парадной оси. Однако у Нимейера симметрия парных элементов, как правило, не статична, как у города в целом, а открыто неуравновешенна, предельно динамична. Она основана или на нюансах асимметрии, как облик дворцов Планалту и Правосудия (и более поздних дворцов министерств иностранных дел и юстиции), или, чаще, на контрастном противопоставлении элементов пары, как купол и чаша, увенчивающие залы заседаний палат Национального конгресса.

Не исключено, что символическая роль парности и соответственно симметричности генерального плана Бразилиа навеяна изученной к этому времени (французским этнографом К. Леви-Строссом и другими исследователями) структурой поселений индейских племен Бразилии или сознательно воспроизводит ее, отражая стремление к демонстрации преемственности бразильской культуры, в то же время программно отличаясь от нее своей открытостью для дальнейшего роста и развития.

1 На парность как характерную черту градостроительного решения Бразилиа и вообще архитектурного ансамбля обратил внимание советский исследователь Л. И. Лопо-вок (см. Архитектура СССР, 1977, № 5).

Кафедральный собор в Бразилиа 1960—1970 гг Общии вид, главный вход, деталь кон-

строительной площадке евангелистов и ангелов работы А. Сескьяти).

Резкий контраст определил композиционное сопоставление громадных объемов государственного театра и собора по сторонам эспланады, как бы отмечающих переход от правительственного комплекса к общественному центру города, который скомпонован вокруг транспортного узла с автобусным вокзалом на пересечении основных транспортных осей.