Карта сайта

Нимейер вновь сопоставил два контрастирующих ...

Нимейер вновь сопоставил два контрастирующих по очертаниям и по тектонике объема. Еще в проекте выставочного комплекса в Сан-Паулу были скомпонованы пологий купол павильона искусств и перевернутая пирамида аудитории, связанные навесом-пропилеями. Однако аудитория не была построена, и замысел архитектора не осуществился. В здании Национального конгресса композиция предельно скульптурна и геомет-ризована, почти макетна: над плоскостью плиты возвышаются только купол над залом заседаний сената и грандиозная, на первый взгляд атек-тоничная чаша, на внутренней поверхности которой логично расположился амфитеатр мест для посетителей заседаний палаты депутатов (связанных коридором в толще плиты с аналогичными зрительскими местами под куполом сената). Пластическое взаимодействие этих контрастных объемов производит исключительно сильное впечатление.

Стремление архитектора к скульптурности и геометрической чистоте самоценной формы местами вступало здесь в противоречие с функциональной целесообразностью. Терраса и ведущие на нее со стороны эспланады и площади пандусы (так же, как рампы в интерьерах дворцов Бразилиа) оставлены без ограждений — парапетов или перил. Как не без ехидства замечает Н. Ивенсон, «. . .хотя Нимейер предпочитал архитектурный контроль как меру для обуздания невоздержанности других архитекторов, работающих для Бразилиа, он вознаграждал себя полной творческой свободой в тех сооружениях, которые он сам проектировал»

Переход связывает блок залов с двойным 27-этажным корпусом секретариата конгресса — вертикальной доминантой правительственного центра и самым высоким зданием города. Это превосходство по высоте должно было демонстрировать главенствующую роль законодательной власти (символ «народовластия»). Корпус смещен с оси симметрии города, указывая на продолжение ансамбля за пределы комплекса конгресса. Постановка высотного объема перпендикулярно блоку палат, то есть параллельно главной планировочной оси центра, соответствует замыслу Л. Коста и не препятствует восприятию пространства площади Трех Властей с эспланады. Такой прием вводит комплекс сооружений конгресса в пространство площади. Объемное противопоставление дополняется тектоническим: если увенчанный массивной плитой блок залов приподнят над уровнем земли на тонких стойках, глухие светлые торцы и стеклянные грани высотного корпуса вырастают непосредственно из воды прямоугольного бассейна.

Развитие правительственного аппарата вызвало в 70-е годы необходимость расширения здания конгресса. Подземные переходы соединили корпус залов заседаний палат с низкими служебными зданиями с внешней стороны дорог, ведущих с эспланады на площадь Трех Властей. К ним затем пристраиваются другие корпуса, а весь комплекс фланкируется протяженными пластинами повышенной этажности, где размещаются новые помещения секретариата.

Композиция здания-ансамбля Национального конгресса совмещает симметрию с асимметрией, цельность с расчлененностью, гармоническое спокойствие с динамизмом. Горизонталь плиты-террасы, зрительно усиленная распластанными объемами купола и чаши, контрастирует с двойной и потому еще более сильной вертикалью небоскребов секретариата, плоскости которых оттеняют пластику сферических объемов. Формально-тектонический контраст купола и чаши усиливается заметной разницей их масс, которую одновременно уравновешивает зрительно сдвиг небоскребов с оси симметрии. А само это смещение вместе с вынесением высотного объема в пространство площади, асимметричным расположением бассейна и «Форума королевских пальм» придает композиции новое движение. Объемный контраст дополняется сопоставлением легкости и массивности, прозрачных и глухих поверхностей, стекла и камня, неба и замощения, воды и зелени, скульптур и флагов.

1 Evenson Ν., Op. cit., p. 188.

Обелиск-голубятня на площади Трех Властей

Обелиск-голубятня на площади Трех Властей в Бразилиа, 1962 г. Рисунок О. Нимейера, фрагмент

 

Монолитности (при всем разнообразии) господствующей в пространстве площади громады здания конгресса противопоставлены изящество и прозрачность возведенных у основания треугольника симметрично относительно главной оси центра двух крупных зданий: правительства (точнее, по конституции Бразилии, кабинета президента республики) — дворца Планалту, т. е. плоскогорья (Бразильского плоскогорья, где расположена новая столица) и Верховного суда (дворца Правосудия). Их распластанные, пронизанные воздухом объемы подчинены общему горизонтальному принципу застройки площади. Оба здания приподняты над уровнем земли, и к их главным входам ведут широкие пандусы (во дворце Верховного суда — на всю ширину фасада),