Карта сайта

Нимейер считал достоинствами проекта ...

Нимейер считал достоинствами проекта Л. Коста не только гуманистическую, воплощающую символическое равенство будущих жителей города социальную концепцию, но и такие черты будущего города, как монументальность, акцент на пластическое решение, умелое использование перспективы. Генеральный план, с одной стороны, задавал не только схему планировки, но и близкий Нимейеру «современный» характер архитектуры новой столицы, с другой — предоставлял проектировщикам большую свободу в выборе объемно-пространственных и образных решений.

Дворец Плоскогорья

Дворец Плоскогорья (Планалту) в Бразилиа, 1960 г. Общий вид, фрагменты

 

Дворец Плоскогорья

Дворец Плоскогорья (Планалту) в Бразилиа, 1960 г. План, интерьер

Схема генерального плана, очертания которого напоминают взлетающую птицу, совмещает жесткость функционального зонирования и современность решения транспортной проблемы (с разделением и развязками движения и подземными пешеходными переходами) с классицистической парадностью, строгостью и динамичной симметрией осевого построения. Жилая зона вытянута вдоль автомагистрали, изогнутой в соответствии с рельефом, а перпендикулярно к ней вдоль гребня полуострова полого спускается к водохранилищу грандиозная лестница площадей, окруженная правительственными и важнейшими общественными зданиями. Средокрестие, в транспортный узел которого включен автовокзал с видовыми площадками, отмечено вертикалью телевизионной башни.

Просторы площадей и эспланад, особенно при учете относительно небольших габаритов отдельно стоящих общественных зданий, кажутся преувеличенными, а подчас и несоизмеримыми с человеком, что отмечают практически все исследователи и критики Бразилиа. Однако такое градостроительное решение обеспечило возможность для потребовавшегося вскоре дальнейшего развития ансамбля, строительства новых комплексов и пристроек корпусов к существующим зданиям.

Уже в августе 1958 г.— всего через год после начала строительства резиденция президента, символически названная дворцом Рассвета (Ал-ворада), «Палас-отель» для официальных гостей и квартал сблокированных одноэтажных индивидуальных домов для строителей с затененными жалюзи двориками были закончены. Их структура и облик действительно как бы задали архитектуре Бразилиа геометризм и монумен-тально-изысканный характер.

Дворец размещен неподалеку от комплекса правительственных зданий в зеленой зоне на берегу водохранилища. Он расположен на просторной платформе с прямоугольниками зелени и воды. Главный вход, обращенный к городу, фланкирован обелиском и скульптурной группой.

Протяженность и строгость, парадность и легкость невысокого прямоугольного объема, четкий ритм, тонко найденный масштаб обеспечивают эффектное восприятие здания как вблизи, так и с дальних точек зрения, соединяя впечатление монументальности официальной резиденции с раскрытостью и уютом индивидуального жилища. В период проектирования О. Нимейер писал: «Мы стремились руководствоваться принципами простоты и чистоты, которые в прошлом отличали выдающиеся произведения архитектуры. С этой целью мы избегали вычурных решений, перегруженных формами и конструктивными элементами (навесами, балконами, солнцезащитными устройствами, цветом, материалом и т. п.), приняв решение компактное и простое, в котором красота является результатом пропорциональности и самой конструкции. Для этого мы уделили большое внимание колоннам, тщательно разработав их расположение, форму и пропорции в соответствии с техническими возможностями и пластическим эффектом, которого мы стремились достигнуть» [2, с. 42].