Карта сайта

На аванплощади выставки О. Нимейер предложил ...

На аванплощади выставки О. Нимейер предложил установить «конструктивную тематическую скульптуру» в виде устремленной в небо спирали, которая должна была символизировать быстрый рост Сан-Паулу. Вход на выставку был задуман через своеобразные пропилеи — прямолинейный навес-эстакаду, открывавший систему крытых переходов. Он должен был связывать резко контрастирующие по формам павильон искусств (ныне Музей современного искусства) в виде пологого, как бы вырастающего из земли купола и остроугольную аудиторию, едва касающуюся земли, — прием, получивший развитие в последующем творчестве зодчего. Однако аудитория не была построена, и композиция входной площади оказалась случайной. Привлекает умело выявленная цельность освещаемого через круглые окна-иллюминаторы подкупольного пространства музея, которое не разбивает этажерка звездообразных междуэтажных перекрытий.

Архитектура объединенных навесом трех основных павильонов, напротив, унифицирована и геометрична. Вытянутые прямоугольные объемы поддерживаются круглыми колоннами с подкосами по периметру. Просторное, объединенное по вертикали внутреннее пространство павильонов оживляют скульптурно оформленные пилоны, несущие пандусы. Фасады отдельных павильонов различаются рисунком солнцезащитных устройств: решетки в малых павильонах и вертикальные жалюзийные планки в главном павильоне (в соответствии с ориентацией). Протяженный фасад последнего расчленяется изящной приставной конструкцией открытых наружных пандусов, перпендикулярных к плоскости фасада.

Проект музея современного искусства в Каракасе

Проект музея современного искусства в Каракасе 1955 г

На обособленном участке возведен павильон сельского хозяйства, решение которого аналогично многоэтажным зданиям Нимейера начала 50-х годов. Параллелепипед павильона приподнят на пластичных мощных V-образных опорах. Его этажи защищены от солнца вертикальными жалюзи. Геометризм объема оттенен округлой лестнично-лифтовой башней, свободными очертаниями плоской крыши одноэтажного ресторана и ведущей на нее винтовой лестницей.

По первоначальному замыслу перспектива выставки должна была замыкаться высокой сигарообразной мачтой из железобетона, к которой предполагалось подвесить квадратную плоскую крышу ресторана, но он не был построен.

Даже оставшийся незавершенным ансамбль выставки, глубоко проработанный в функционально-техническом отношении и содержащий смелые художественные идеи и находки, оказал большое влияние на развитие бразильской архитектуры и дал новый импульс творчеству самого архитектора.