Карта сайта

Аналогичные поиски пластичности и динамики характеризуют ...

Аналогичные поиски пластичности и динамики характеризуют проекты клубов Нимейера, и в частности небольшой молодежный клуб в Диа-мантине (1950—1959 гг.) в виде платформы, асимметрично покоящейся на массивных арках, с покрытием в виде свода, также опирающегося на арки. Здесь, на родине Жуселину Кубичека Нимейер спроектировал целую серию небольших общественных зданий, включая неосуществленный, также сводчатый аэровокзал.

Близ Сан-Паулу по проекту О. Нимейера сооружена кондитерская фабрика (1950 г.). Железобетонным рамам, на которые опирается покрытие цеха, придана закругленная, напоминающая очертания крыльев бабочки или крендель форма. Выступающие наружу рамы ритмически расчленяют протяженный 300-метровый фасад одноэтажного корпуса. Фабричную столовую архитектор запроектировал овальной в плане с плоской плитой покрытия.

Многоэтажная больница в Рио-де-Жанейро (1952—1959 гг.) примыкает по своему архитектурному решению к высотным жилым домам и гостиницам. Планировка этажей решена по коридорной системе с односторонним расположением больничных палат с лоджиями на главном фасаде, обращенном к живописному озеру. Глухая стена верхнего этажа увенчивает здание, придавая фасаду законченность, а горизонтальный проем в ней и просматриваемые через него круглые отверстия в покрытии солярия смягчают переход от строгого, очерченного прямыми линиями силуэта здания к голубизне неба.

Парковый фасад целиком закрыт солнцезащитными приспособлениями: боковые части—темной керамической решеткой с мелкими ячейками, а центральная — поворотными вертикальными планками из алюминия. Четко прочерчены белые линии междуэтажных перекрытий. На фоне ажурной плоскости фасада эффектно выделяются светлый глухой объем лестнично-лифтовой башни (часть технологически необходимых лестниц вкомпонована в структуру корпуса) и массивные V-образные опоры, поддерживающие основной объем здания.

Своеобразным итогом всего предшествующего творчества Нимейера, энциклопедией разработанных им композиционных приемов и одновременно испытательным полигоном новых направлений поисков стал комплекс Международной выставки в честь 400-летия Сан-Паулу (1951 — 1954 гг.). Выставочный комплекс (авторы: архитекторы О. Нимейер, Э. Ушоа, 3. Лотуфу, Э. Книзи ди Мелу при участии Г. Эстелита, К. Лему-са, инженер Ж. Кардозу) сооружен в парке Ибирапуэра и стал крупным культурным центром. Здесь проводятся биеналы изобразительного искусства и архитектуры, организовывались торгово-промышленные выставки, в том числе советские, Это один из редких примеров выставки, построенной по единому архитектурному замыслу, однако ряд спроектированных Нимейером сооружений (аудитория, переход, пропилеи, ресторан) и оригинальный парк, задуманный Р. Бурли-Марксом, не были осуществлены.

Широко, свободно и живописно прорисован генеральный план выставочной территории. Основные сооружения соединены криволинейным в плане крытым переходом. В первых эскизах план перехода напоминал осьминога, его кривизна казалась нарочитой. В окончательном варианте переход приобрел более определенные и плавные очертания и меньшую протяженность, однако Нимейер возражал против требования заказчика упростить рисунок, считая, что оно «калечит» проект, и поместил первоначальные эскизы в своих книгах.

Криволинейный контур плоской железобетонной плиты навеса не только оживляет композицию. Навес планировочно объединил геомет-ричные, замкнутые в себе в соответствии с эстетикой современного движения отдельно стоящие павильоны и стал основным связующим и уравновешивающим элементом композиции центральной площади выставки. Сам навес образовал своеобразную крытую площадь, замысел которой перекликается с крытой площадью университетского городка в Каракасе, но не имеет обогащающего это творение К. Р. Вильянуэвы живописного и скульптурного насыщения. Только овальное отверстие в плите, через которое видно небо, и пластичные V-образные опоры разнообразят пространство под навесом. Затененное пространство у Нимейера не самоценно. Оно почти не расчленено, поскольку не содержит предпосылок для организации в нем общественной деятельности, а лишь организует движение посетителей выставки. Динамичность его создается сложной, расширяющейся и сужающейся, извивающейся и разветвляющейся конфигурацией плиты.