Карта сайта

В 40—50-е годы О. Нимейер проектировал и строил ...

В 40—50-е годы О. Нимейер проектировал и строил многочисленные общественные и производственные здания самых различных типов. Еще задумывая проекты для Пампульи, он верил: «Подлинным воплощением духа современной архитектуры станут большие здания общественного назначения: школы, больницы, театры, стадионы, клубы...» [2, с. 17]. И сам он проектировал театры и водонапорные башни, школы и больницы, гостиницы и музеи, фабрики и спортивные сооружения, клубы и автозаправочные станции, монументы и выставочные комплексы. Некоторые проекты Нимейера тех лет не были осуществлены, оставшись в виде макетов, чертежей, фотомонтажей, но и они показывают талант и мастерство, свободу лепки объемов, скрупулезность функционально-технической проработки, владение конструкциями, материалами, цветом, фактурой поверхностей, гармоничность линий, увлеченность решением формальных задач. Они оказали большое влияние на архитектуру Бразилии и других стран.

Проекты лодочной станции (1944 г.) и яхт-клуба (1945 г.) в Рио-де-Жанейро отмечены динамичностью и выразительностью силуэтов протяженных объемов, определяемых использованием легких и разнообразных покрытий: сводов, вантовых конструкций, консолей, арок.

Школа в Белу-Оризонти

Школа в Белу-Оризонти, 1954—1958 гг.

Фото с макета, аудитория

Фото с макета, аудитория

 

Внимательно прорабатывая технологическую структуру школ, Нимейер всегда искал возможность создать важную в процессе воспита--ия необычную, впечатляющую объемно-пространственную композицию. Здесь, как и в жилье, он ищет и художественно преображает рациональ--ую функционально-конструктивную дифференциацию групп помеще--ий, средства защиты от солнца и обеспечения сквозного проветривания. Как правило, его школы компоновались из двух основных объемов: вытянутого геометричного блока классных помещений, которому придавалась фоновая, стабильная роль в композиции, и пластичного блока спортивного и актового залов как ее динамичной по форме кульминации.

Суховатый протяженный параллелепипед колледжа в Катагуазисе 1946 г.) оживлен массивным, устремленным вперед железобетонным -козырьком над входом. В вестибюле колледжа К. Портинари написал грандиозную публицистическую фреску «Тирадентис», изображающую -сазнь и торжество героя национально-освободительного движения в колониальной Бразилии. Окна школы имени Жулии Кубичек в Диамантине 1951 г.) затеняет сильный вынос односкатной крыши, поддерживаемый изящными подкосами. Здесь, как и в других одноэтажных школах, архи--ектор для обеспечения сквозного проветривания снижает покрытия коридоров по отношению к классам, устраивая над ними дополнительную ленту окон в классах. В школе в Корумбе (1953 г.) спаренный объем сводчатого спортивного зала и трапецеидального актового зала противопоставлен параллелепипеду блока классов.

Проект школы в Белу-Оризонти (1954 г.) отразил появление нового для Нимейера направления поисков символической, изобразительно-скульптурной формы в архитектуре. Школьный комплекс на макете на--оминал письменный прибор, поставленный на зеленую гладь газона-«стола»: блок классов — своеобразный «пенал», ажурная сигарообразная мачта — «ручка» и аудитория — «пресс-папье», а осуществленная в натуре аудитория приобрела также символическое сходство с человеческим глазом.

Международная выставка в честь 400-летия Сан-Паулу, 1951—1954 гг. Эскизы О, Нимейера, общий вид, павильон штатов, интерьер павильона промышленности, навес, деталь павильона промышленности, общий вид и деталь павильона сельского хозяйства