Карта сайта

В доме в Каноа наиболее полно выразились ...

В доме в Каноа наиболее полно выразились, а во многом и выработались, отточились характерные черты творчества О. Нимейера начала 50-х годов, и прежде всего стремление к пластичности, живописности, богатству и синтетичности композиции. Не случайно в целом ряде публицистических выступлений тех лет он отмечал такие недостатки современной архитектуры, в частности европейской, как ее формальный геомет-ризм, недостаточное использование конкретных особенностей ландшафта.

Жилой дом «Копан» в Сан-Паулу, 1951 — 1965 гг. Фото с макета (1-й вариант). Общий вид (на переднем плане — деловое высотное здание «Италия»), план типового этажа

Жилой дом «Копан» в Сан-Паулу, 1951 — 1965 гг. Фото с макета (1-й вариант). Общий вид (на переднем плане — деловое высотное здание «Италия»), план типового этажа

 

В свою очередь работы Нимейера начала 50-х годов, и особенно дом в Каноа, вызвали резкую критику со стороны ортодоксальных функционалистов, обвинивших автора в формализме, барочности и отступничестве. И как раз пионеры современного движения сумели увидеть и оценить новаторство бразильского архитектора. Ле Корбюзье, который в своем творчестве постоянно выходил за рамки собственных умозрительных постулатов, обращался к пластике и эмоциональности, а в эти годы заканчивал капеллу Роншан, во многом заставившую пересмотреть путь развития современной архитектуры, говорил Нимейеру: «Оскар, в твоих глазах — все горы Рио. Ты создаешь барокко из железобетона, но делаешь это здорово» [цит. по: 2, с. 139]. В. Гропиус, побывавший в Бразилии в 1953 г., назвал новую бразильскую архитектуру «райской птицей».

Фотографии дома в Каноа, представленные в 1956 г. на выставке работ О. Нимейера в Москве, произвели большое впечатление на советских архитекторов, которые в этот период искали новые пути развития архитектуры, ухода от воспроизведения деталей исторического зодчества, выразительного применения железобетона и прогрессивных конструкций.

Постоянное внимание О. Нимейер тогда уделял еще одной важной типологической теме — многоквартирному (часто высотному) жилому дому с развитым обслуживанием и близкой к нему по назначению и структуре гостинице с номерами типа квартир. Высотность этих объектов не случайна в крупных капиталистических городах вообще и в том числе в Бразилии, где башнями в 20—40 и более этажей плотно застроены центры Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Белу-Оризонти, Порту-Алегри. Помимо дороговизны земли, повышенная этажность стимулировалась рек-ламно-престижными устремлениями заказчиков.

Много нового внес Нимейер в планировку жилых ячеек и жилой зоны этих зданий в целом. Он стремился при соблюдении требований экономичности обеспечить пространственное богатство и комфорт в специфических условий жаркого и влажного климата. С этой целью обслуживающие помещения, включая кухни, обычно сосредоточиваются в глубине корпуса. Они освещаются вторым светом и вентилируются через специальные вытяжные шахты. Кухни в небольших по площади квартирах и гостиничных номерах проектируются в виде ниши с полным оборудованием, планировочно связанной с зоной столовой в комнате дневного пребывания.