Карта сайта

В 40—50-е годы бразильская архитектура ...

В 40—50-е годы бразильская архитектура создала целый ряд запоминающихся зданий и комплексов, среди которых особое место занимают произведения Л. Коста, Р. Леви, А. Рейди, Ж. Морейра, Э. Миндли--а П. Антунис Рибейру. Но ее художественно-образное развитие и об--овление прежде всего определялось крупномасштабными и выразительными работами О. Нимейера.

В период общественного подъема Оскар Нимейер нашел свое место - в первых рядах борцов за свободу, что отразилось и в его работе. В 1945 г. он безвозмездно разработал проект здания редакции и типо--оафии прогрессивной газеты «Трибуна популар». Участок, где предпо--агалось строительство, был очень узким, и архитектор запроектировал многоэтажное здание с типографией в цокольном этаже и аудиторией -а первом. Конторские и рeдaκциoнныe помещения вынесены к уличному фасаду, защищенному вертикальными планками. Их поверхность предполагалось оживить глубокой входной лоджией, остекленной полосой второго этажа с названием газеты и расположенными в шахматном порядке лоджиями с глухими парапетами на верхних этажах.

Близкую композиционную тему, также основанную на образном использовании средств защиты от солнца, О. Нимейер с большой последовательностью развил в здании правления банка «Боа Виста» в центре Рио-ле-Жанейро (1946 г.). Здание строилось на углу нового главного проспекта города и узкой улицы, застроенной многоэтажными домами, а задний е-о фасад выходил на второстепенную улицу, параллельную проспекту.

Решение фасадов подчинено задаче защиты внутренних помещений от солнечных лучей и от просматривания извне. Северный фасад, освещаемый высоко стоящим солнцем, закрыт (как и в министерстве) решеткой с ячейками высотой в этаж и поворотными горизонтальными козырьками. Западный, выходящий к тому же на узкую улицу, защищен вертикальными вращающимися пластинами также высотой в этаж. Интересно задумана их окраска, изменяющаяся от белой в нижних этажах до темно-голубой в верхних, что позволяет сделать более равномерной освещенность внутренних помещений. К тому же фасад воспринимается зрительно более цельно, скрадывается дробность, почти рябь от бесчисленных жалюзийных планок. Южный фасад на красной линии проспекта сплошь остеклен, и в его зеркале отражается живописный силуэт кафедрального собора.

Архитектор стремился обеспечить максимально возможное естественное освещение вестибюля и двусветного операционного зала банка, расположенных в нижнем ярусе, и избежать их просматривания снаружи. Он запроектировал волнообразную в плане наружную стену из стеклоблоков, которая бы плавно огибала традиционно для функционалистской архитектуры вынесенные наружу круглые пилоны, поддерживающие основной объем здания. Криволинейность, к тому же, придала ей пространственную жесткость.

Цоколь стеклоблочной стены покрыт мозаикой с геометрическим рисунком работы П. Вернека. В интерьере К. Портинари выполнил фреску «Первая месса в Бразилии», начавшую задуманную им серию монументальных картин, воссоздающих важные события национальной истории.

В условиях послевоенного экономического подъема, укрепления бразильского национального капитала О. Нимейер спроектировал и построил еще несколько крупных деловых зданий. Угловой участок занимает высотное здание «Монтреал» в Сан-Паулу (1950 г.). Фасады, обращенные непосредственно на угол участка, архитектор превратил в плавно закругленные гигантские жалюзи, горизонтальные бетонные полки-ленты которых делят высоту каждого этажа на три равные части. Для пропуска вертикальных конвекционных потоков воздуха в «полках» предусмотрены частые круглые отверстия. Один из этажей оставлен в стекле без солнцезащиты, что позволило пропорционально расчленить здание по высоте и уточнить масштабное решение мелкораздробленного фасада. Северо-западный фасад традиционно для Нимейера защищен от лучей низкого закатного солнца жалюзи с поворачивающимися вертикальными планками.

Различное решение фасадов здания в зависимости от ориентации по странам света и соответственно от потребности в защите от солнца было в эти годы характерно для бразильской архитектуры, отражая демонстративно рационалистический, восходящий к принципам функционализма подход к проектированию. Также по-разному задуманы, например, фасады здания Монтепиу в Рио-де-Жанейро (архит. А. Рейди). Однако для бразильских зодчих, и прежде всего для Нимейера, рационализм такого рода решений являлся не столько препятствием, сколько предпосылкой для композиционного разнообразия, для отказа от стереотипности и сухости образа, для реализации новых выразительных возможностей, обогащения светотеневой, фактурной и цветовой разработки стеновых поверхностей.

Уебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус, 1947 г. фрагмент Ггсада сблокированного жилого дома; генеральный план

Учебный авиационно-технический центр в Сан-Жозе-дус-Кампус, 1947 г. Планы и разрезы жилых ячеек, фрагменты фасадов жилых домов