Карта сайта

Именно в русле этих исканий определился выход ...

Именно в русле этих исканий определился выход на лидирующую позицию в архитектуре Бразилии О. Нимейера. И дело было не только в его, бесспорно, исключительных творческих способностях или в более благоприятных, чем у его коллег, условиях работы. Личные творческие устремления Нимейера, его проявившееся с первых самостоятельных шагов в архитектуре стремление к эмоциональной выразительности, пластической раскованности, к постоянной новизне и поиску оказалось не просто созвучным настроениям бразильских архитекторов. Обладая недюжинной энергией и волей к достижению поставленной цели, темпераментом, публицистическими способностями и умением реализовывать в проектных решениях носящиеся в воздухе, но еще никем не высказанные идеи, О. Нимейер первый четко сформулировал и выразил в своем творчестве эти стремления и по праву первооткрывателя оказался лидером бразильского архитектурного авангарда.

Дача О. Нимейера

Дача О. Нимейера в Мендисе близ Рио-де-Жанейро, 1949 г. Общий вид, эскиз О. Нимейера

 

Советский журналист И. Фесуненко объясняет «почему знаменем, символом и вождем... «новой волны» в архитектуре стал именно Нимейер, ... императивом: грандиозные задачи требовали грандиозного воплощения. И не просто грандиозного, а нестандартного, революционного, нового, порывающего с господствовавшими взглядами и идеями. Это было по плечу не только и не просто одаренному, талантливому, пускай даже гениальному архитектору, но бунтарю, разрушителю традиций, революционеру в искусстве. А среди своих собратьев и коллег — в этой среде было и есть немало новаторов, пролагающих новые пути, ищущих необычные решения,— Нимейер был смелее всех и пошел в своих творческих и жизненных убеждениях дальше всех. Именно поэтому он и стал коммунистом. Этот шаг выразил не только его политические взгляды, но и его профессиональную позицию. Его кредо творца»

Для Бразилии как страны развивающейся и стремящейся к прогрессу, культурное движение в которой традиционно ориентируется на пример более экономически развитых стран, в утверждении авторитета того или иного художника определяющее значение имело его признание за рубежом. Павильон в Нью-Йорке, министерство, постройки Пампульи раньше других произведений современных бразильских архитекторов зызвали интерес в США и в послевоенной Европе, что предопределило приглашение Нимейера одним из консультантов проекта комплекса зданий Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. А это в свою очередь обеспечило еще молодому архитектору особое место среди бразильских коллег, в том числе в глазах заказчиков. Почти каждое новое -роизведение Нимейера становится событием в культурной жизни страны, привлекает внимание профессиональной и широкой печати, а его формальные находки, которым сам архитектор подчас не придает большого значения, становятся объектом пристального изучения и подражания.

1 Фесуненко И. Закон гармонии (Набросок портрета Оскара Нимейера)/Иностранная литература.— 1985.— № 4.— С. 223.