Карта сайта

Глава 2

ЗРЕЛОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ

Работы в Пампулье обозначили собой не только творческую, но и профессиональную зрелость Оскара Нимейера и его широкое признание на родине. С середины 40-х годов он буквально не знает отбоя от заказов и сам берется за выполнение проектов самого различного объема и назначения.

Новый этап творчества Нимейера совпал с важными процессами в жизни Бразилии. Вторая мировая война, осложнив поступление на бразильский рынок товаров из воюющих стран и увеличив спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности Бразилии, вызвала их быстрое развитие, которое не приостановилось и в мирное время. Выросла численность и боевитость рабочего класса, ускорился процесс урбанизации, вызвавший громадный рост объема строительства. Бразилия приняла участие в военных действиях в Европе на стороне антигитлеровской коалиции. Победа Советского Союза над фашизмом вызвала в Бразилии мощный общественный подъем. Массовые выступления трудящихся привели в апреле 1945 г. к падению реакционной диктатуры.

В первые послевоенные десятилетия в Бразилии, несмотря на сопротивление местной реакции и сил, опиравшихся на экономическую, политическую и культурно-идеологическую экспансию буржуазии развитых капиталистических стран, поднялось и приобрело важное значение в общественном развитии национально-патриотическое движение за экономическую самостоятельность и подлинную политическую независимость, за охрану природных богатств страны, за сохранение и укрепление культурных ценностей народа.

Вместе с усилением местной монополистической буржуазии, идеологи которой вначале выступали с националистическими лозунгами, и одновременно с ростом демократического, антиимпериалистического движения в общественном сознании страны утвердилось понимание необходимости поиска собственного, самобытного развития бразильской культуры.

Искусство и литература Бразилии 40—50-х годов обогащались новыми жанрами, расширяли свою тематику. Они ярко, реалистично воплотили народные типы, образы природы и истории страны, героев и эпизоды национально-освободительного движения. Одновременно, как обратная сторона стремления к современности, к полноправному выходу на авансцену художественного движения Запада, в изобразительном искусстве проявились далекие от местных художественных и психологических корней, антигуманные тенденции абстракционизма. В то же время их внедрение несколько расширило формально-технический арсенал художников и оказало влияние на бразильскую архитектуру, которая развивалась в авангарде движения к своеобразию и самобытности.

Проект здания редакции и типографии - «Трибуна популар», Рио-де-Жа-1945 г. Рисунок О. Нимейера

Проект здания редакции и типографии - «Трибуна популар», Рио-де-Жа-1945 г. Рисунок О. Нимейера

Банк «Боа Виста», Рио-де-Жанейро, План, деталь фасада 

 

Архитекторы-новаторы, и прежде всего О. Нимейер, призывали к раскрытию и отражению региональных и национальных особенностей, к газвитию местных традиций. Поиски живописных и динамичных архитектурных форм представлялись им возрождением не потерявших художе-:-зечной ценности приемов бразильского барокко и одновременно выявлением образных возможностей современной техники, в частности - жезобетонных конструкций.