Карта сайта

Образ церкви был настолько нов и непривычен ...

Образ церкви был настолько нов и непривычен — к тому же ее авторами были люди, не скрывавшие прогрессивных убеждений, — что церковные власти долго отказывались освятить новый храм.

Неподалеку О. Нимейер построил окруженную пышным тропическим садом уютную живописную дачу Ж. Кубичека под двускатной крышей со стоком к середине, щипец которой закрыт необработанными жердями.

Нимейер запроектировал для Пампульи еще несколько сооружений, которые не были осуществлены. Из них наиболее крупным и принципиально новым по композиционному решению должен был стать отель-пан-сонат. В проекте отеля криволинейная в плане форма впервые в бразильской и едва ли не во всей современной архитектуре придана Нимейером основному объему крупного здания, повторяющему изгиб автообильной дороги. Пластическим центром композиции должен был стать энергично изогнутый блок ресторана и общественных помещений на выступающем в озеро мысе. Наконец, в бразильской архитектуре 40—50-х годов часто использовались также впервые примененные в этом проекте -аклонные фасадные стены.

Разбросанные по берегам водохранилища изящные здания обычно воспринимаются по отдельности, изредка сразу по два, но единство ком--озиционного и масштабного замысла, стилистическая общность и близость форм превращают комплекс в архитектурный ансамбль.

За прошедшие годы Пампулья сильно изменилась. В связи с ростом 5елу-Оризонти она оказалась в черте города. Однако значение мест--ости как зоны отдыха и спорта не только не изменилось, но даже усисилось. На берегу озера, неподалеку от церкви был в 60-е годы сооружен один из крупнейших в Бразилии футбольных стадионов «Эстадиу Минейру», который «придавил» постройки 40-х годов, подчеркнув их миниатюрность.

Изменилось назначение некоторых зданий. Уход за ними возложен -а Управление охраны памятников национальной истории и культуры. Казино было превращено в городской музей современного искусства. Церковь, наряду с выполнением культовых функций, стала своеобразным признанным музеем архитектуры и монументальной живописи. Сам С Нимейер в 1961 г. построил на озере новый, гораздо более значительней по размерам и монументальный по формам яхт-клуб.

Пампулья знаменовала завершение первого десятилетия самостоятельной проектной деятельности О. Нимейера, его профессиональное гормирование как подлинного художника, мастера архитектуры. Ведомый творческой активностью, едва ли не жадностью к работе, поиском зозершенства, он много успел, много сделал, многого добился.

Нимейеру, бесспорно, посчастливилось учиться и начать свою работу под руководством историка старинной и лидера современной архитектуры Бразилии Л. Коста и архитектора-новатора Г. Варшавчика, работать з-есте с ведущими молодыми архитекторами А. Рейди, Ж. Морейра, - Леаном, с видными бразильскими инженерами-конструкторами Э. Ба--артом и Ж. Кардозу, со скульпторами Б. Джорджи и Б. Замойски, с выдающимся художником-монументалистом К. Портинари и замечатель-м ландшафтным архитектором Р. Бурли-Марксом. В активной, патриотически настроенной творческой среде он получал не только навыки коллективной работы и руководства, но и мощные творческие импульсы, ооки взаимной требовательности и самокритики, понимания задач, возможностей и требований связанных с архитектурой видов искусства.