Карта сайта

Из всех построек Пампульи объемная композиция ...

Из всех построек Пампульи объемная композиция яхт-клуба наибо-гее геометрична, однако не суха. Его силуэт необычен благодаря перекрытию объема вдоль продольной оси двускатной крышей со стоком к сезедине. А весь вытянутый параллелепипед здания с консольно вынесеной к озеру верандой — «палубой», с пандусом — «трапом» и с флагштоком — «мачтой» напоминает корабль, подготовленный к спуску на году. Яхт-клуб был задуман как спортивный центр зоны отдыха. Рядом с ним расположены открытый плавательный бассейн, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки.

Церковь в Пампульи

Церковь в Пампульи, 1943 г. Главный фасад, фрагмент восточного фасада, интерьер

 

В нижнем этаже здания — эллинг и подсобные помещения. Стены снаружи облицованы плитками «азулежус», которые вносят в образ сооружения традиционный мотив. На втором — ресторан и клубные помещения. В решении их интерьеров наметилась общая для современного движения в архитектуре тенденция к объединению, к перетеканию пространства, столь характерная для последующих работ Нимейера. Клубное помещение расчленяется свободно стоящими стенками и живописными панно на темы водного спорта и, конечно, футбола работы К. Пор-тинари и Р. Бурли-Маркса. Фасады верхнего этажа оформлены соответственно их ориентации: южный и обращенный к озеру восточный (торцовый) полностью остеклены, западный — глухой, а северный защищен вертикальными планками, которые образуют у западного торца пологую кривую, обрамляющую уютную лоджию.

Криволинейные очертания играют важную композиционную роль во всех сооружениях Пампульи и целиком определяют построение тонко вписанного в ландшафт оригинального ресторана с танцевальным залом. Это здание имело большое значение для развития творчества Нимейера и оказало влияние на формообразование в архитектуре Бразилии и других капиталистических стран в 50-х годах.

Ресторан расположен на небольшом островке у берега озера. Их соединяет изящный мостик. Композиция основного объема ресторана построена на основе круга: круглый, что отвечает островному размещению здания, зал, охваченный полумесяцем кухонных и подсобных помещений, круглая танцплощадка. Круглая толстая бетонная плита крыши ресторана плавно переходит в теневой навес над столиками, внешний контур которого повторяет очертания островка. Лента навеса опирается на круглые колонны и на завершающий композицию глухой закругленный объем артистической уборной. Перед ней расположена круглая эстрада, которая отражается в зеркале крошечного залива. Глухие стены кухни и артистической, а также соединяющий колонны низкий криволинейный барьер облицованы «азулежус», что подчеркивает бароч-ность замысла сооружения. Здесь криволинейность и живописность — не самоцель, а вполне органичны. Удивительная тонкость и одновременно смелость прорисовки подчинены идее предельно возможного вписывания в ландшафт вплоть до подчинения его прихотливым линиям.

В работах Нимейера для Пампульи, так же, как в проектах нескольких особняков последовавших лет, проявилось определенное влияние не только идей и композиционных принципов Ле Корбюзье, но и концепции органичной архитектуры Франка Ллойда Райта с его особым вниманием к взаимоотношению здания и природы, к конкретным условиям участка, но эти влияния воплощены совершенно самобытно.

Даже среди подкупающих совершенством включения в архитектурную композицию произведений скульптуры и живописи построек Пампульи выделяется органичностью синтеза церковь св. Франциска Ассизского. Небольшой пластичный объем ее вместе с многообразным живописно-декоративным оформлением представляет подлинный художественный ансамбль. Неф церкви образован слегка сходящим на конус сводом, который соединяется с четырьмя сомкнутыми в ряд сводами, образующими алтарную часть. Арка главного — западного — фасада заполнена стеклом в нижней части и вертикальными рейками на уровне хоров. Со сводом главного фасада контрастируют расширяющаяся кверху решетчатая колокольня, массивный козырек на демонстративно атектоничных тонких металлических стойках и характерный для барочных церквей Бразилии отдельно стоящий высокий крест.

Восточный фасад, напротив, подчеркнуто плоскостной, но все его поле занято громадным бело-голубым панно из «азулежус» на темы жития святого Франциска: Франциск — друг зверей, птиц, рыб и детей работы К. Портинари. Наружная поверхность свода покрыта декоративной мозаикой работы Паулу Вернека.

Совершенно иные принципы масштабного и композиционного решения при сохранении тех же лаконичности и контраста заложены в оформление интерьера. Внутренняя поверхность свода обшита темными деревянными рейками, создающими обстановку уюта и сосредоточенности. Интерьер оборудован простыми скамьями и столом с подсвечниками геометричного рисунка в алтаре. Сквозь солнцезащиту западного фасада льется рассеянный, призрачный свет, а алтаоь освещен через вообще не видимый молящемуся серповидный проем на стыке сводов. Алтарную стену целиком покрывает фреска, выдержанная в теплой — в отличие от фасадного панно — гамме. У входа в церковь установлена облицованная «азулежус» купель для крещения с тонким графическим рисунком. А направление к алтарю подчеркнуто горизонтальным рядом картин, изображающих страстной путь на Голгофу. Все живописные работы выполнил Кандиду Портинари.