Карта сайта

На маленьком участке в тогдашнем предместье ...

На маленьком участке в тогдашнем предместье Рио-де-Жанейро О. Нимейер в 1942 г. построил дом для своей семьи План дома, поднятого на массивных круглых столбах, предельно компактен. В первом, частично проходном этаже — гараж и вестибюль. Пространство второго и третьего этажей объединяет двусветная комната дневного пребывания, вокруг которой располагаются кухня, спальни, студия и веранда. Цельность пространства подчеркивается использованием пандусов, хотя они здесь требуют слишком много места. Дом вписан в пейзаж: скат традиционной черепичной крыши отвечает падению рельефа, а из всех помещений открывается вид на живописное озеро Родригу-ди-Фрейтас и скалистые холмы. Окна затенены деревянными ставнями-жалюзи.

Позже дом перешел к другим владельцам.

Важнейшей работой Оскара Нимейера начала 40-х годов, превратившейся в подлинную жемчужину молодой современной архитектуры Бразилии, стал спортивно-увеселительный комплекс на берегах озера в Пам-пульи, тогда пригороде крупного промышленного центра Белу-Оризонти. Начинавший в те годы свсю политическую карьеру энергичный и инициативный Жуселину Кубичех ди Оливейра задумал превратить эту, тогда пустынную, местность в зону отдыха для обеспеченных горожан и обратился к входившему в моду архитектору в расчете на то, что будущие сооружения окажутся необычными, запоминающимися. Так началась совместная деятельность заказчика и зодчего, а также инженера-конструк-тора Жуакина Кардозу, которая продолжалась затем более 20 лет и получила наиболее полное воплощение в строительстве Бразилиа. Сам Ни-мейер считал проектирование новой столицы «естественным продолжением работ, которые... непрерывно осуществлял с 1940 года вначале для префекта, а вскоре для губернатора и затем президента Жуселину Кубичека» [2, с.58].

Свободные от застройки участки, живописное озеро, а также предоставленные заказом композиционные возможности придавали задаче исключительную привлекательность, В кратчайший срок архитектор разработал эскизы всех намеченных к строительству объектов и уже в 1942 г. первые сооружения были завершены. О. Нимейер писал: «Приступая к разработке проектов для Пампульи, мы стремились к тому, чтобы максимально воплотить в этой работе современный художественный и технический дух. Мы полны решимости работать в полную силу, без компромиссов» [2, с. 58]. И действительно, ахрхитектура Пампульи соединяет зрелую силу, уверенность и твердость мастера и в то же время радостную игру таланта, юношескую тягу к новому и неизведанному.

С дамбы, по которой проходит шоссе из центра города, открывается вид на озеро, и в поле зрения оказываются все построенные по проектам Нимейера общественные здания. У дамбы устроена небольшая пристань с круглым прозрачным павильоном.

Казино, задуманное как своеобразный клуб, расположено на небольшом полуострове и доминирует над окружающим ландшафтом. В стремлении лучше связать здание с пейзажем автор расчленил и без того небольшой объем на соединенные переходом куб и посаженный ниже по рельефу цилиндр, а часть стен заменил стеклом. Сквозь здание видны голубое небо, облака, зеленые холмы, а находясь в помещении, посетитель почти не ощущает границы между внутренним и наружным пространством. С той же целью танцзал, помещенный в нижней части овального объема, почти незаметно переходит в окружающую его террасу. Пространство двусветного главного зала обогащено балконом и широкими пологими пандусами с парапетами из полированного светлого камня.

Композиция фасадов казино подчеркнуто асимметрична и построена на контрастах глухих плоскостей стены, опирающихся на тонкие круглые колонны, и сплошного стекла, графически строгих прямолинейных очтуроз и прихотливо изогнутого навеса над входом.

1 Эти проекты вместе с программной статьей, раскрывавшей задачи проектирования, составили изданный в 1943 г. альбом «Пампулья» — первую из книг О. Нимейера.

Проект отеля-пансионата

Проект отеля-пансионата в Пампульи, 1942 г. Рисунки О. Нимейера