Карта сайта

Конкурсный проект Национального спортивного ...

Конкурсный проект Национального спортивного центра в Рио-де-Жанейро, 1941 г. Фото с макета

Казино в Пампульи, 1942 г. Фрагменты - главного фасада, планы

Яхт-клуб в Пампульи, 1942 г. Южный фасад, перспектива с севера (на заднем плане — казино)

 

 

Черты свежести, свободы, живописности еще ярче, пожалуй, проявились в павильоне Бразилии на Всемирной выставке 1939 г. в Нью-Йорке — в соответствии с экспозиционным назначением сооружения. В конкурсе на проект павильона победил Л. Коста, но, увидев в конкурсном -роекте Нимейера интересные замыслы, Коста пригласил его совместно работать над проектом (в реализации принял участие также американец П. Л. Винер).

В образе павильона удачно сочетаются представительность и затейливость. Парадный широкий пандус свободным изгибом ведет на второй этаж. Экспозиционные залы задуманы то замкнутыми, то полурас-

- сытыми, то сплошь остекленными или почти условно отделенными от -аружного пространства. Криволинейные в плане глухие стены контрастируют с решетками и стеклом. В динамичную композицию включены пруд свободных очертаний с плавающими листьями виктории-регии, тропический сад, вольеры для птиц, монументальная живопись, цветные зонтики на террасе кафе. Изящный, очерченный прихотливыми линиями павильон впервые продемонстрировал на международном форуме находки бразильских архитекторов и обратил внимание проектировщиков и архитектуроведов разных стран на не известную до того новую архитектуру Бразилии.

Ресторан в Пампульи, 1942 г. План, теневой навес

В архитектуре павильона органично соединились смелая и свободная манера Нимейера и долгий глубокий поиск Коста слияния традиции и современности. Недаром, раскрывая и обосновывая самобытность современной бразильской архитектуры, О. Нимейер писал в середине 50-х годов: «Это прежде всего заслуга Лусиу Коста — крупнейшей фигуры в нашем современном движении в архитектуре. С самого его начала Коста боролся за архитектуру, соединяющую в себе функциональные и эмоциональные качества. Его работа по изучению памятников национального зодчества осветила все рациональные и пластические качества местных бразильских зданий... Более того, Коста усилил наши позиции в отношении традиций; мы отказываемся от слепого подражания, но хотим сохранить ту конструктивную чистоту, которая всегда характеризовала нашу архитектуру колониального периода» [2, с. 26].

Начало 40-х годов — время нарастающей творческой активности Нимейера. Растет его известность, расширяется размах выполняемых им проектных работ,

В 1941 г. он представляет на конкурс проект стадиона в Рио-де-Жанейро — Национального спортивного центра. Выразительный архитектурный образ крупного спортивного зала, плавательного бассейна, арены для ручных игр должны были создавать открытые конструкции, поддерживающие трибуны и покрытия, и соединенные с ними горизонтальные тенты солнцезащитных устройств. А громадный козырек над главной трибуной футбольного стадиона предполагалось подвесить к монументальной железобетонной арке пролетом около 300 м (прием, возможно, -авеянный проектом Дворца Советов в Москве Ле Корбюзье), доминирующей в композиции спортивного центра. Проект не был осуществлен, но оказал большое влияние на образ спортивных сооружений Бразилии.