Карта сайта

Популярность Нимейера связана не ...

Популярность Нимейера связана не только с его исключительно яркой и плодотворной профессиональной деятельностью, но и с активностью теоретика и публициста, а также, что особенно дорого советским людям, с его общественной деятельностью, с постоянной борьбой за мир, национальную независимость и социальный прогресс, за развитие экономических и культурных связей Бразилии с Советским Союзом.

Творчество О. Нимейера давно изучается в мире. Первые упоминания о его работах появились в США в годы второй мировой войны, а в Европе сразу после ее окончания. С 1951 по 1960 г. вышли три посвященные ему книги американского исследователя Стамо Пападаки. Целый ряд монографий и специальных номеров журналов был выпущен в разных странах с описанием и анализом новой столицы Бразилии. И по настоящее время в профессиональных журналах и в широкой печати многих стран постоянно печатаются новые работы мастера современной архитектуры, интервью с ним, его высказывания по различным проблемам зодчества и общественной жизни.

Сам О. Нимейер написал несколько книг и десятки статей.

Хорошо известно его творчество в Советском Союзе. Помимо большого числа статей о нем в самых разных периодических изданиях на русском языке вышли две книги Нимейера: «Мой опыт строительства Бразилиа» (в оригинале на португальском языке — «Мой опыт в Бразилиа») в 1963 г. и антология его работ под названием «Архитектура и общество» (1975 г.). В 1963 г. Госстройиздат (ныне Стройиздат) выпустил монографию «Оскар Нимейер», написанную советскими архитекторами В. Хайтом и О, Яницким.

Предлагаемая вниманию читателя книга является вторым изданием упомянутой монографии, переработанным и дополненным. В годы, прошедшие после выхода в свет первого издания, выдающийся зодчий продолжал много и интересно работать. Он построил и спроектировал десятки зданий и комплексов в Бразилии и во многих других странах. Описания, фотографии и анализ части этих объектов включены в настоящее издание. Углублялись и видоизменялись взгляды Нимейера на архитектуру и архитектурное творчество, на их взаимосвязь с общественными условиями и процессами, что также вызвало необходимость пополнения и переработки соответствующих разделов книги. Наконец, развитие архитектуры и архитектуроведения в СССР и других социалистических странах, а также на Западе вызвало необходимость в уточнении и пересмотре отдельных авторских оценок и представлений. Поэтому данная книга — в значительной степени новое и оригинальное исследование, опирающееся на многочисленные научные разработки ее автора.

Глава 1 НАЧАЛО ПУТИ

Оскар Нимейер Суарис Фильу родился 15 декабря 1907 г. в Рио-де-Жанейро, в обеспеченной семье и воспитывался в доме родителей матери. Его родители — португальцы, но среди далеких предков архитектор называет немцев и индейца из племени арарибойа, которое жило когда-то в районе Рио-де-Жанейро. В книге воспоминаний он писал, что, по бразильским обычаям, его должны были бы именовать Оскар Рибейру (по фамилии материи) Суарис (фамилия отца), но отец, воспитанный в семье дяди, в знак благодарности присоединил его фамилию Нимейер к своей родовой — Суарис. А самого Оскара в зрелые годы стали называть просто Нимейер. На всю жизнь он сохранил воспоминания о влиянии, которое оказала на него властная и добрая бабушка, об атмосфере дружбы и любви, окружавшей детей. У Оскара было пять братьев и сестер, одна из которых умерла в раннем детстве. Мать скончалась, когда Оскар был совсем юным, а отец в глубокой старости, удалившись от дел, любил приходить в мастерскую О. Нимейера и подолгу наблюдать за его работой.

Оскар учился в привилегированном колледже, где впервые проявил интерес к архитектуре. В 21 год Оскар женился; его дочь Ана Мария стала художником-декоратором и в 50—70-е годы участвовала в работах отца.

В 1930 г. он поступил на архитектурный факультет Национальной школы изящных искусств. Момент начала профессионального формирования Нимейера был очень важным и острым в развитии бразильского зодчества. 1930-й год был не просто рубежом двух десятилетий. В этом году произошел государственный переворот, который оттеснил от власти консервативных латифундистов и открыл более широкие перспективы для капиталистического индустриального развития Бразилии. Изменилась и культурная ситуация, в которой развивалась бразильская архитектура.