Карта сайта

ВВЕДЕНИЕ

Мировая архитектура прошла в XX веке громадный и сложный путь. Возникла, созрела и оказывает все большее влияние на развитие всего мирового зодчества архитектура Советского Союза и стран социалистического содружества. В начале века были выдвинуты новые социальные, технические и творческие принципы архитектурного проектирования, получившие после второй мировой войны в странах Запада широчайшее распространение, а уже в конце 50-х годов встретившие резкую критику, перешедшую в 70-е годы в разочарование и отрицание. Современное движение в архитектуре, с его взлетами и падениями, выдвинуло целую плеяду выдающихся мастеров — художников и мыслителей, создавших произведения, которые войдут в золотой фонд истории мирового зодчества. Творческие личности, крупные как в своих находках, так и в своих заблуждениях, они оказали воздействие на перестройку профессионального мышления нескольких поколений архитекторов.

Пионеры современного движения, и прежде всего Франк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ, сложились как профессионалы и работали в наиболее экономически развитых капиталистических странах и в своем творчестве отразили некоторые характерные особенности их социально-экономического, технического и культурно-идеологического развития.

Но уже география так называемого «второго поколения» современных архитекторов Запада оказалась несравненно шире. Рано обнаружившаяся неудовлетворенность единообразием формального языка современной архитектуры привела к появлению региональных ее школ, сложившихся на культурной «периферии», в странах, еще недавно покорно и жадно впитывавших художественные идеи, родившиеся в Западной Европе и Северной Америке. Сложение этих школ связано с творческой, публицистической и организаторской деятельностью ярких и активных личностей. Достаточно вспомнить финна Алвара Аалто, японца Кендзо Танге, венесуэльца Карлоса Рауля Вильянуэву.

Выдающееся место в этой плеяде занимает бразильский архитектор Оскар Нимейер. Его творчество сложилось в специфических условиях, в целом благоприятных для его становления. Бразилия — одна из крупнейших по территории и численности населения стран мира, обладающая -ромадными природными богатствами. В XX в. Бразилия переживает про-_есс быстрого экономического, прежде всего промышленного, развития, бурной урбанизации. В то же время недостаток средств, острые социальные контрасты: с одной стороны, монополии и сохраняющиеся латифундии, с другой — бедность, безграмотность и низкая профессиональная квалификация большинства населения тормозят экономическое и социальное развитие. Особую сложность для Бразилиии, как и для других стран Латинской Америки, создает экономическая зависимость от ведущих империалистических держав.

Бразилия конца XX в.— наиболее многонаселенная и мощная на континенте, быстро развивающаяся индустриально-аграрная страна. В ней выросла и обогатилась местная монополистическая буржуазия, но большую и активную роль в экономике играет государство.

На протяжении всего XX столетия в Бразилии идет острая борьба между реакцией и прогрессивными силами, развивается рабочее движение. Особое значение в общественно-политической жизни имеет антиимпериалистическое национально-патриотическое движение за подлинную самостоятельность страны, за сохранение природных богатств, за проведение независимой внешней политики. В XX в. Бразилия выдвинула целую группу выдающихся деятелей искусства, чьи достижения принадлежат мировой культуре. Это писатели Грасилиано Рамос и Жоржи Амаду, композитор Эйтор Вила Лобос, живописцы Кандидо Портинари и Эмилиа-ну Ди Кавалканти, скульпторы Бруно Джорджи и Алфреду Сескьяти, архитекторы Лусиу Коста, Оскар Нимейер, Афонсу Эдуарду Рейди, Жоао Ви-ланова Артигас, ландшафтный архитектор Роберту Бурли-Маркс и другие. Все они поднялись на авансцену бразильской национальной культуры на волне общественно-политического подъема начала 30-х годов, и их творчество вдохновлялось высокими прогрессивными, освободительными и патриотическими идеями. Эти идеи, общее стремление к обновлению общества и искусства и близость творчески-эстетических позиций объединяли художественную среду, способствовали обмену опытом, создавали обстановку, поддерживавшую искания в самых различных областях искусства.

Веря в важную вдохновляющую и преобразующую роль искусства, все они боролись за самобытность бразильского искусства.

Для Нимейера, который быстро занял заметное место в творческой среде, общение с крупными художниками-патриотами помогало поискам новых путей, определению общественно-политической позиции в освободительной борьбе. В то же время его творчество, при всей индивидуальности и неповторимости, всегда оставалось в русле ведущих исканий прогрессивной архитектуры Запада.

О. Нимейер начал свою профессиональную деятельность как ученик и верный последователь Ле Корбюзье, которому он посвятил впоследствии много прочувствованных строк. Однако вскоре сознательные и стихийные поиски открыли ему новые пути в архитектуре. С конца 40-х годов его имя неизменно называется в числе крупнейших мастеров современной архитектуры, а строительство новой столицы Бразилии сделало архитектора знаменитым в самых широких кругах мировой общественности.