Карта сайта

Примечания - 2

20 К свойствам нефтяного дела принадлежит то, что оно дает большие выгоды капиталу только при больших предварительных затратах, а главная ценность продукта отвечает труду и сметке. Эти не могут потерять, всегда выиграют в нефтяном деле. Вопрос акциза - есть вопрос предпринимателей. У них, заплативших за землю большие деньги, мало барышей. Отмена акциза будет играть в нефтяном деле роль покровительства развитию производства. На народном хозяйстве отзовется отмена несомненно хорошо, потому что тогда выгоды будут и на них соперничество будет сбавлять цены керосина, а главное - будет надежда на развитие нефтяной промышленности. Если для того придется привлечь иностранные капиталы - это не должно никого страшить, потому что из 2-рублевой цены пуда керосина разве 20% пойдет в руки капиталистов, - остальные 80% заплатятся рабочим, химическим заводам, судовщикам, матросам и т. п. Следовательно, прямая выгода страны будет и тогда, когда двигателем будут иностранные капиталы. Все эти общие вопросы, как слышишь, многие понимают еще не ясно.

21 В Америке, как мы видели выше, цена сырой нефти на месте добычи была долго 2 долл., или 3 руб. за бочку и 8 пуд., т. е. по 37 коп. за пуд (без бочки, на станции железной дороги). Цены эти там растут. У нас только при откупах, лет 10 тому назад, были в Баку такие цены. Как только стали рыть буровые колодцы, особенно же после открытия Вермишевского колодца, цены сильно упали. Продавали и по 2 коп. пуд. За последние годы цена часто стояла менее 5 коп., только в последнее время 1876 г., когда цены керосина стали расти и к его производству опять обратились в Баку многие, - цена сырой нефти поднялась. Считая, что основной капитал, вложенный на приобретение земли, на буровую работу и на устройство резервуаров, будет в будущем у нас в среднем на каждую буровую скважину в 500 фут. глубины равен 3000 руб. (это, конечно, выше действительной стоимости при сколько-нибудь развитом производстве) и считая выход нефти даже в три раза менее того, как ныне (на 60 вырытых в Баку и на Кубани буровых колодцев 6 млн. пуд. нефти или по 100 ООО пуд. на колодец), найдем, что цена по 15 коп. за пуд сырой нефти на Кавказе в складах у колодцев будет приносить владельцам колодцев хорошие барыши. Эта цена, конечно, округленная, грубая, но едва ли выше ожидаемой в будущем. Исходя из этой цены, найдем следующую цену керосина в России, считая при этом выполненными все главнейшие условия выгодности производства, указанные выше. На пуд керосина потребуется немного более 3 пудов бакинской нефти. Предположим, что бакинская трубочная компания за провод от колодцев к кораблю берет не 5% нефти, как в Америке, а 10%, и что при волжском перевале расходуется для другой трубочной компании еще 10%, да на неизбежную утрату примем 8 фунт. Таким образом, у колодца купится 4 пуда нефти, а в Нижнем получится 3 пуда нефти. Следовательно, сырая нефть стоит 60 коп. Провоз в особых кораблях и баржах с цистернами по Каспийскому морю и по Волге, без нагрузки и перегрузки, которые уже оплачены, нельзя считать больше, чем по 25 коп. с пуда до Нижнего - это даже очень много, когда разовьется дело. Следовательно, провоз 75 коп. на пуд керосина, за три пуда нефти до Нижнего. Из них здесь получится: 1 пуд керосина, около 10 фунт, легкого масла и около 1 1/2 пуд. остатков (часть для перегонки). Работа разделения, вместе с тратами на устройство завода и резервуаров, при правильном ходе дела не может быть больше 25 коп. В Нижнем бочка на пуд керосина будет стоить не выше 25 коп. Остатки продадутся как деготь, хоть по 50 коп. за пуд, легкое масло за 10 фунт., положим, 30 коп. Следовательно, израсходуется 60+75+25+25+15 коп. на непредвидимые расходы, всего около 2 руб. Получится побочного дохода за остатки и за легкое масло около 1 руб. Следовательно, я думаю, что цена пуда керосина в Нижнем в бочках может быть доведена до 1 руб., много до 1 р. 20 к., когда бакинское производство правильно разовьется. Ценность может быть выше, если выходы нефти убавятся, если не будет достаточного соперничества, если не будет больших предприятий добычи, словом, если дело будет идти подобно тому, как ныне, но они могут и убавиться, особенно при том условии, когда тяжелым маслам нефти найдется хороший сбыт. Одно несомненно: в Нижнем были и по сие время цены до 1 р. 50 к., а ничего еще не организовано. Когда дело сложится, можно быть уверенным в цене от 1 руб. до 2 руб. за пуд керосина в разных местах России. А для американского керосина внутри России в будущее время нельзя ждать иных цен, как от 2 р. 50 к. до 4 руб. за пуд. Вот где тот основной пункт, который заставляет меня громко говорить обществу и правительству о необходимости содействия развитию нашего нефтяного производства. Дело, конечно, не сделается вдруг, в год, в два - надо дать время, я стараюсь указать на то, чего можно ждать со временем, если немедля распространится и будет применен правильный взгляд на наше нефтяное производство.

22 По его недавнему письму, на земле г-жи Кесслер нашлась в обилии на глубине около 300 фут. очень легкая (0,81) нефть, такая, как в Пенсильвании, и оправдала многие пункты сходства этой страны с американскими месторождениями.

23 На днях получил известие, что к осени в Баку цены нефти поднялись до 3 1/2 коп. за пуд. Рад за бакинцев и уверен в том, что их дела по добыче сырой нефти пойдут скоро с выгодой и в гору.

24 В ответ на мои настояния в этом смысле Русское химическое общество получило на днях от В. И. Рагозина письмо, в котором он предлагает премию в 3000 франков за простую и удобную лампу для сожигания таких тяжелых масел. Об этом будет своевременно объявлено от Русского химического общества. (См. Ж. Р. Ф.-Х. О., 1880).

25 При этом я имел в виду сказать о том, что в 1863 г. я рекомендовал г. Кокореву устройство таких труб, равно как и судов с резервуарами, а также учреждение завода около Нижнего. Для этой последней цели была уже подыскана земля, но дела г. Кокорева в то время не позволили ему выполнить эти предложения, требовавшие немалого расхода. Все это затем было высказано мною на публичной лекции Технического общества, бывшей в помещении Сельскохозяйственного музея. В котором году было это - не помню, только раньше осени 1867 г., когда написана и напечатана моя книга. 26 Каспийская местная клепка гораздо хуже привозной и мало применима.

27 Это большие железные цилиндры, вмещающие несколько сот пудов нефти или керосина, укрепленные на железнодорожных осях, видом похожие на локомотив. Мне кажется, что гораздо удобнее, выгоднее и целесообразнее было бы иметь действительно железные бочки - съемные, вмещающие пудов по 50, даже по 100 керосина или нефти. Они грузились бы на обычные платформы. При обзаводстве ими не потребовалось бы устраивать новые резервуары в месте отправки и на месте доставки, а главное -можно было бы избежать ныне для г. Нобеля неизбежной закупки деревянных бочек для вывоза на место сбыта. Особенно важно это обсудить бакинским заводчикам, потому что из Баку нефтяной товар не идет зимою, а потому резервуары Царицына должны много времени пустовать. Притом трата капитала на выгоны и на их обратный ход в Царицын (пустых вагонов) при обзаводстве железными бочками уменьшается, так как пустые бочки при обратном отвозе оплатятся по весу, а не по вагонной плате.

28 Перевозка нефти и остатков наливом в шкунах и баржах выполнена в первый раз, если не ошибаюсь, компаниею "Дружина". В Баку и по Волге ныне многие хозяева в компании производят такую перевозку, но керосин наливом стал возить первый г. Нобель.

29 Керосин и смазочные масла портятся в цвете легко, а в покупке, особенно в дробной продаже, керосин ценится зачастую по цвету, а не по другим признакам.

30 Хотел приложить расчеты величины оборотного и основного капитала по общим системам, да подожду, теперь их станут считать сам г. Нобель, его товарищи и бакинские сотоварищи. Хотел также говорить по тому поводу, что г. Нобель и К° хотят видеть в моей защите волжской переработки нефти лишь одну личную услужливость В. И. Рагозину, который завел и усиливает свое волжское нефтяное дело, но и это оставляю, по совету друзей, которые говорят, что и без того всякий поймет неверность такого намека, видя, что я призываю большой и малый капитал на делание таких же выгодных дел, какие В. И. Рагозин делает, заведши на Волге нефтяные заводы, которые мною давно-давно рекомендуются. Заводы В. И. Рагозина для меня дороги, им я всеми моими силами готов помогать уже по одному тому, что они воочию оправдывают то, что утверждаю, дают сумму убедительных доказательств того, что предлагаемое мною с первого же раза даст выгоды личные и выгоды народные. Как помогал по мере сил отмене акциза и откупа на нефть, так теперь стану помогать, по мере сил, и учреждению полных нефтяных заводов на волжской системе, не смущаясь тем, что мой образ действий захотят и на сей раз истолковать лживо, и уверенный в том, что действительность убедит когда-нибудь даже тех, кто откровенно заблуждается. Хотел еще говорить я г. Нобелю о том, что мой проект доступен для выполнения каждому - русскому и, следовательно, бакинцам также - да и тотчас, если есть капитал, хоть маленький, и знание, а нобелевский требует и времени, и громадного капитала, которые есть теперь у г. Нобеля, но нет у других. Хотел еще говорить и по поводу того, что мне приписывает г. Нобель желание обречь Баку на добычу одного сырья - как будто участь Пенсильвании для Баку нежелательна? Но обо всем этом вести речь, признаться, скучно, надо же рассчитывать и на то, что читатель многое недостающее восполнит сам; нельзя же в брошюре вместить всю энциклопедию.

31 Это и сделано было мною тогда (Нефтяная промышленность в Пенсильвании и на Кавказе, 1877).

32 Надо, однако, не забывать, что даже сырые остатки, а тем более после очистки, дают прямо смазочный материал - все же лучший, чем простое топливо.

33 Налог на нефть в доход казны, если придет время для такого обложения, легче всего именно ввести через трубочные компании.

34 В Америке принимают 45 галлонов, сдают 42 галлона, что составляет разницу более 6%.

35 За вычетом посевных семян. Данные взяты мною из разных источников, средние за последние годы до 1899 (так что относятся к 1897 г.) включительно. Они скорее уменьшены, чем увеличены. Ныне надо считать, по крайней мере, 65 млн. т.

36 Для примера возьмем Великобританию с ее 41 млн. жителей. В 1874 г. в ней 11 1/2 млн. акров (1 га = 2,47 акра) было под посевом хлебных растений (с корнеплодами), а в 1899 г. только 9 млн. акров; посев хлебов уменьшается там уже давно, потому что выгоднее купить хлеб других стран, а землю отдают выгонам (преимущественно для баранов), которых в 1874 г. было 23 1/2 млн. акров, а в 1899 г. - 28 млн. акров. Из 9 млн. акров земли, бывшей в 1899 г. под хлебными растениями, 2 млн. акров было под пшеницею и ее получено всего 67 млн. бушелей (в британском бушеле вмещается 36,37 л, или 1,386 четверика). Недостаток пшеницы возмещается привозом все возрастающих ее количеств. Число квартеров (1 квартер = 8 бушелям, вмещает около 244,8 кг пшеницы), вывезенных в Великобританию (не считая муки): Ввоз 1899 г. поэтому равен 3822 млн. кг, а внутреннее производство в том же году равно 2058 млн. кг. Следовательно, все потребление 1899 г. =5880 млн. кг, или на жителя по 143 кг зерна пшеницы.