Карта сайта

Родятся и споры между владельцами их и ...

Родятся и споры между владельцами их и окрестными жителями. Закон может игнорировать это до поры до времени. Но Россия входит в период, когда заводская ее деятельность есть единственное средство поднять уровень благосостояния, и надо помнить, что от благосостояния заводов зависит судьба массы трудящегося на них народа. Поэтому пора уничтожить неясность наших законов в этом отношении и дать местным властям (нельзя же по каждой частности затягивать дело до разрешения центральными учреждениями) и самим заводчикам руководство в виде точного закона, указывающего, что не должен дозволять себе заводчик.... ...Теперь можно заключить статью, свести в немногое ее содержание.

Принимая во внимание: 1) великое богатство окрестностей Баку нефтью; 2) большую легкость ее там добычи, а потому и дешевизны ее в Баку, доходящую иногда до 11/2 коп. за пуд, что часто не окупает и добычи; 3) содержание в бакинской нефти только 1/3 керосина; 4) устройство бакинских заводов для добычи именно керосина - как первого нефтяного продукта, нашедшего сбыт и требующего в возрастающих пропорциях для освещения в России в течение длинных зимних вечеров жилищ не только зажиточных, но и недостаточных, крестьянских; 5) возможность добычи из бакинской нефти кроме керосина - почти равного ему количества тяжелых смазочных нефтяных масл, годных для железных дорог, всяких фабрик и заводов и нашедших, особенно благодаря усилиям В. И. Рагозина, применение в России и за границей и ценимых всюду гораздо дороже керосина, потому что таких масел в американской нефти мало; 6) возможность добычи из той же нефти бензина, астралина, вазелина и еще, наверное, многих других ценных продуктов, к добыче которых бакинские заводы не приспособлены и выгодное получение которых с надлежащими качествами требуют участия сведующих людей, в Баку не имеющихся или значением там не пользующихся, потому что кое-какой керосин отогнать от нефти может и всякий доморощенный рабочий; 7) невозможность иметь дешевый керосин, если нефть перегонять лишь для керосина и не пользоваться драгоценными достоинствами других нефтяных продуктов; 8) дороговизну бочек, потребных для вывоза из Баку керосина и не меньшую дороговизну перевозки керосина, изготовляемого в Баку при помощи специальных резервуаров, подобных тем, которые завел г. Нобель, потому что они требуют большого капитала на устройство особых судов на море, барж на Волге и резервуаров в Баку и на берегу Волги; и 9) невозможность большого развития бакинского нефтяного дела при нынешней высокой цене керосина, потому что эта высокая цена стесняет широту распространения и массу потребления керосина, а определяется лишь тем, что ныне керосин составляет почти исключительный продукт бакинской фабрикации, а смазочные масла особо готовят от керосина на особых заводах, а это сопряжено с многими, совершенно излишними расходами, - принимая все это во внимание, следует, что: 1) необходимо для развития потребления нефти и извлечения из нее возможных выгод устроить новые заводы, не довольствуясь теми, которые заведены для керосина в Баку, что сознано ныне даже многими бакинскими заводчиками, начавшими переделку своих прежних заводов; 2) необходимо каждому заводчику стремиться к добыче всяких ценных нефтяных продуктов, требуемых рынками России и Западной Европы, и не довольствоваться разделением нефти на керосин и остатки32, потому что возникновение заводов, извлекающих разнообразные и ценные продукты из нефти, - понизит цену керосина, так как он сделается побочным продуктом завода, а не главнейшим и ценнейшим, как ныне в Баку; 3) в ближайшее, скоро наступающее время, нельзя же, как было еще недавно, с выгодою для предпринимателя поручать все дело нефтяной перегонки несведущим людям, потому что цена керосина должна упасть, если из нефти добудутся другие, более ценные продукты, на нефтяных заводах должны быть техники-химики, знающие дело научное, понимающие условия и расчеты производства, а не простые подражатели виденному. Эти выводы, очевидно, равно справедливы как для бакинских заводчиков, ныне уже существующих и занятых гонкою керосина, так и для тех новых великорусских капиталистов, которым я указываю из нефтяное дело, как на выгодное ныне и обещающее выгоды и в будущем. Бакинцам надо ломать существующие заводы, строить новые, великорусским капиталистам ломать нечего, надо строить.

Но где? Бакинцы-заводчики пусть строят у себя в Баку новые свои заводы - это их дело, это их насиженное место, они встретят трудности, опять попадут в руки перекупщиков, если не примут мер, но речь моя не о них, им я желаю всего лучшего, а пишу и говорю - великорусским новым капиталистам, где им строить столь выгодные заводы - в Баку или в России? Так как новые заводы, разнообразием нефтяных продуктов обусловленные, необходимы, то новые капиталы на это потребуются, и рождается очевидный вопрос: где же устраивать новые, столь необходимые для развития нефтяного дела заводы? Ответ получается ясный, если примем, сверх вышесказанного (особенно в пунктах 5, 6, 7 и 8), во внимание: 1) что в Баку капиталов еще меньше, чем в центральной России, они там еще дороже, чем здесь; 2) что Баку действует почти исключительно капиталами, из России же приходящими; 3) что в Баку нет также достаточного научно-технического капитала, соответственного требованиям возникновения новых, более сложных производств, чему доказательством служит то обстоятельство, что столь простая фабрикация смазочных масел возникла не в Баку, а на Волге у Рагозина; 4) что возникновение на бакинской окраине первого нефтяного завода и все коренные улучшения в заводском (но не в промысловом, выработанном в самом Баку) нефтяном деле ведут свое начало из центральной России; 5) что в Баку надо и по сих пор привезти железо, дерево, развитого рабочего, не говоря уже о химике или механике - опять из центральной же России; 6) что земли, годные для заводов, даже вода, необходимая для них в большом количестве, -дороги в окрестностях Баку; 7) что перевозка нефти наливом и сырьем не требует никаких ценных приспособлений (особых железных резервуаров на кораблях и на баржах) и может, без затраты заводчиком новых капиталов, быть достигнута при обычных существующих шхунах и баржах Каспия и Волги, а потому много дешевле перевозки нефтяных продуктов, требующих особой чистоты и непроницаемости сосудов, служащих для перевозки; 8) что бензин ввозится к нам из-за границы, не может выгодно приготовляться и перевозиться (легко утекает и усыхает) из Баку, а потребность на него для ламп, для каучукового производства, для извлечения масл и жиров и т. п. - даже у нас, не только что за границею растет; 9) что рынок требует разнообразия в сортах нефтяных продуктов, особенно же смазочных, а потому и необходимости приноровления заводчика к требованиям потребителя, что недостижимо при удаленности завода от потребителей; 10) что вывоз из Баку в центр России может быть выгоден только при пользовании Каспием и Волгою, а этот путь закрыт на полгода, а потому фабрикаты и оборотные капиталы производства должны лежать бесполезно часть года, если вывозить из Баку переделанные продукты; 11) что утечка и усушка, неизбежные при перевозке и хранении, как нефти, так и ее продуктов, отзовутся гораздо большими убытками тогда, когда перевозятся и долго хранятся нефтяные продукты, чем тогда, когда перевозится и хранится дешевая сырая нефть; 12) что в центральной России устройство и усовершенствование заводов, под влиянием большой массы капиталов, интеллигентных сил, механических заводов и химических знаний -наверное, дешевле, чем в Баку, а соревнование в качестве продуктов, соперничество в цене и в распространении заграничной торговли, особенно под влиянием примера, имеющегося в виде столь успешно действующих заводов Рагозина, вероятнее; 13) что при устройстве нефтяных заводов в центральной России сбыт готового продукта может тотчас следовать за его выработкою, а это уменьшит оборотный капитал; 14) что в этом случае фабрикат будет разнообразнее, соответственнее требованию рынка, а это много увеличит сбыт и доход; 15) что заводская ценность продуктов переработки такого дешевого сырья, какова нефть, зависит больше всего от величины процента на основной и оборотный капиталы, особенно у нас в России, где вообще капиталы дороги, а основной и оборотный капиталы у заводов центральной России будут меньше, чем у бакинских. 16) что при устройстве заводов в центральной России вероятнее развитие здорового соперничества и прямое сношение многих заводов с потребителями, а потому дешевизна продуктов и отстранение вольной набавки купеческих цен, и, наконец; 17) что при устройстве нефтяных заводов в центральной России удобнее, скорее и прямее, чем из Баку, сообщение заводов с заграничными потребителями, долженствующими принять и требующими - ваши нефтяные избытки в переделанном виде, а это даст новую крупную отрасль вывозной торговли. Все это заставляет желать скорейшего учреждения новых заводов в центральной России. При этом считаю не излишним повторить, что самим бакинским заводчикам ничто не мешает первым последовать этому совету, тем более, что им надо же ломать свои керосиновые заводы и заменять их новыми заводами, добывающими разнообразные масла. Малые капиталы, малые нефтяные заводы здесь не только возможны рядом с большими, но и особенно желательно скорейшее учреждение именно малых заводов, потому что они способны к росту, к соперничеству и развитию дела, потому что они одни могут во всей совокупности своих операций (торговых и технических) ведаться самим хозяином (что всегда обещает дать лучший результат, чем ведение дела через другие руки), а выгоды принесут наверное, если будут устроены с толком, вовремя и на месте.

Сколько народу учится у нас химии, а химическая промышленность, а живое дело химической практики - глядите, в чьих руках? Странна в этом отношении судьба нашей страны. Не только главные государственные тяготы лежат на крестьянине, не только главные исторические моменты построены простолюдином, но даже и важнейшие, производительнейшие предприятия у нас попали в руки простых людей, понимающих скорее, чем масса нашей интеллигенции, - где и что выгодно сделать.