Карта сайта

И эти дела часто стали компанейскими ...

И эти дела часто стали компанейскими. А такие компании, как гг. Тагиева и Саркисовых, даже и в будущем обещают успех, хотя у этой компании все свое, начиная с земли на Баиловом мысу и кончая своею торговлею в Москве. Но здесь, во-первых, сошлось много благоприятных условий (близость к морю, пристань и завод у места самой добычи, источники, богатые нефтью, и т. п.), а во-вторых, одни члены компании сидят на месте и ведут земляное и заводское дело, другие ведут торговое дело - сами хозяева, да и лица, знающие всякое местное условие, потому что Баку - им родина; а потому в таких условиях и сложное дело не страшно и может быть выгодным. Вот иное дело - перевод центров переработки из Баку в Россию. Необходимость, выгодность и важное значение этого не всем ясны. Прежде всего, считаю полезным поставить вопрос: бухарский хлопок - где лучше переделывать в пряжу и миткаль, в Бухаре или в Москве, - там, где растет хлопок, или там, где есть рынок для сбыта? А потом спрошу еще: сколько лиц, нужных для ведения сложного нефтяного дела, сколько приборов для перегонки, сколько дубовых досок для бочек, сколько железных обручей и тому подобных материалов проедется из центра России в Баку, чтоб вернуться в Россию потом в виде керосина? Надо еще подыскать ответ и на то: отчего американцы на месте добычи не строят заводов, а перегонку ведут в таких центрах торговой деятельности и потребления, каковы Филадельфия, Нью-Йорк и т. п.? Сверх того, понятно будет всем, что далеко лучше везти жидкость такую дешевую, как сырая нефть, чем более ценный керосин, потому что нефть можно грузить наливом прямо в трюмах кораблей и в баржах, лишь только они немного приспособлены к такой перевозке, а керосин как продукт, требующий чистоты и отличающийся великой проницаемостью через тонкие скважины, требует для перевозки отлично сделанных и ценных (по 40-50 коп. на пуд керосина) бочек, одна цена которых поглощает большие деньги у бакинских производителей: бочка стоит 50 коп. на пуд материала, стоющего, в сущности, 3 коп. Да и из хороших-то бочек, составляющих около 1/4 веса перевозимого в них керосина, керосин все же утекает, а хранить-то его приходится долго, потому что месяцев пять нет сбыта - Волга замерзла.

Что же выгоднее хранить: сырой непеределанный продукт, который менее способен к утечке, или легче утекающий керосин - это разобрать нетрудно, даже не принимая в расчет затраты и величины обработанного капитала. Ответы на предложенные вопросы легко сложатся у каждого читателя и будут, конечно, в пользу доказываемого мною предложения, т. е. необходимости переделывать главную массу бакинской нефти в России, а не в самом Баку. Но я подкреплю развиваемое, исходя из основной темы моей заметки, а именно - из знания русской нефти и ее отличий от американской. Главную часть нашей нефти составляют тяжелые масла, они и самые ценные, но зато они требуют для выпуска на рынок и переработки не такой небрежной, как керосин, а веденной с толком и принимая в расчет видоизменяющееся требование рынка. Керосин жгут всякий (о том, какой готовят и какой надо готовить - поведу речь в другом месте), покупают его редко, - пробуя его истинное достоинство, а тяжелые масла идут большими партиями - на железные дороги, на фабрики и заводы; но тут разбирают качества с должным вниманием и для каждого дела требуют своего сорта тяжелого нефтяного масла. Тут уж нельзя гнать и фабриковать кое-как и сразу массу, да в одной бочке одного сорта, а в другой -другого. Так и не сбыть продукта. А сфабриковать в данный момент. Хорош бы был ситцевый завод в Баку для потребителей, ну, хоть бы немецких. Потребовали в декабре красного. Наделали, доставили в июне. Да его тогда не надо, а потребовался к тому времени желтый; красный-то и останется на руках. Г. Рагозин на своих заводах все это и выполняет и готовит то, что спрашивается, а не заставляет покупать то, что сделано. Не умею я объяснить это яснее и полагаю, что сказанного для имеющих какое-либо знание условий рынка довольно, чтобы видеть в одном указанном выгоду, необходимость и важность быть заводам здесь, в России, а не где-то далеко, в Баку. Если б мне позволило время и место в газетной статье, я подкрепил бы все это цифрами, а теперь перейду к другим сторонам дела, заставляющим перенести переработку нефти из Баку в центральную Россию.

Как бы там ни ухитрялись воспользоваться всеми продуктами перегонки, все же от нефти, после добычи осветительных и смазочных масл, останутся на руках продукты, пока не имеющие определенных торговых цен или большого и правильного сбыта. В будущем все это найдет свое ценное применение, как нашел каменноугольный деготь с газовых заводов. Говорим о своевременном. Останется - очень легкий продукт перегонки (бензин и т. п.), который пора запретить законом подмешивать к керосину ради общественной безопасности. Останется деготь или смола после отгона смазочных масл. Останется и промежуточное масло. Все это составит около 1/3 нефти, если фабрикацию вести простейшими способами. Куда девать эти побочные продукты? Они-то и внушают недальновидную мысль о том, что лучше вывозить из Баку готовый продукт, чем перевозить всю нефть. Но тут опять ошибка расчета и соображения. Все эти продукты в Баку ровно ничего не стоят. Еще недавно всякие "остатки" просто жгли, не зная, куда девать. Теперь их хоть жгут под котлами пароходов и вообще паровых приборов, применяют как топливо. А все же, в мае нынешнего года, когда я был в Баку, г. Нобель жег в поле, около города, ежедневно массу легкого продукта, устраивая ежедневно весьма красивое зрелище. Будь завод в центре России, г. Нобель наверно нашел бы сбыт своему бензину. Если уж ничего другого не представится, все же всякий нефтяной отброс может быть или подвергнут переработке на газ, или хоть сожжен, как отличнейшее топливо. А так как в центрах русской производительности требуется много топлива, а его мало, то цену дадут и за топливо хорошую. По Волге сажень аршинных дров стоит 5-6 руб., а пять саженей сухих дров, представляющих ценность в 25-30 руб., заменяются 100 пудами нефтяных продуктов всякого рода; потому пуд всяких нефтяных отбросов стоит здесь прямо как топливо от 25 до 30 коп., не считая выгод от уменьшения истопников при замене дров жидкостью, которая потечет, куда ее заставят. При цене же 4 коп. на месте добычи нефть обойдется по Волге, хотя бы около Нижнего: 1 1/2 коп. доставка до моря, 5 1/2 коп. по морю до Волги, да 15 коп. по Волге; всего 26 коп. Следовательно, цена отбросов окупится даже тогда, когда их просто жечь как топливо. А так как промежуточные масла годны для сожигания в лампах и имеют даже перед керосином важное преимущество - безопасности от пожаров, а потому, при настойчивости, найдут более выгодный сбыт24, а нефтяные, остаточные дегти могут идти как деготь для телег, цена же ему около рубля, то и выходит, что при сосредоточении производства в России ничто не будет пропадать, ничто не будет напрасно перевозиться из центра России в Баку и обратно (как делается ныне с материалами для бочек), всякая часть нефти найдет свое соответственное и более выгодное потребление, чем в Баку.

А тогда и керосин, и смазочное масло станут, возможно, дешевы и, следовательно, потребление их расширится. Еще три-четыре года назад сожигалось в России не больше 3 ООО ООО пуд. керосина, а ныне сожигают не меньше 9 ООО ООО пуд. - так быстро растет потребность в крестьянстве на керосин. Если же цены еще сбавятся с тех полутора - двух рублей, которые стоит теперь пуд, то потребность одной России возрастет во много раз и, сколько бы керосина ни добыли - на первое время все пойдет на русские рынки. Но пусть наш рынок переполнится, пусть будет у нас избыток не только тяжелых, но и легких масел - все же сбыт всему найдется, потому что есть полная возможность и прямой расчет торговать продуктами бакинской нефти за границею, имея заводы в центре России. Опять и тут г. Рагозин, впереди всех, успел открыть пути сбыта сотен тысяч пудов смазочного масла во Франции и показал, что и как можно делать при этом. Но пусть теперь уже говорят цифры. Пуд нефти на месте примем в 4 коп. Доставка до моря по трубам (верст 17-20), а по морю наливом в трюмы обойдется, при сколько-нибудь развитом производстве, никак не больше 7 коп., судя уже хотя бы по тому, что в нынешнем году, как сообщал мне г. Тагиев, он платил за перевозку своего керосина в бочках по 1 руб. 25 коп. с бочки в 20 пуд. От грани моря, т. е. от той части устьев Волги, где глубина доходит до 9 футов, чтобы облегчить эту трудную часть пути, но и без того - считая даже нынешние цены, а они будут дешевле, - если повезут десятки миллионов пудов однородного продукта до Нижнего и даже до Рыбинска - цена перевозки по Волге не больше 15 коп. Поэтому, пуд нефти обойдется в этих центральных местах России около 25 коп. Переработка на пуд керосина стоит, считая работу, материалы и погашение, отнюдь не больше 20 коп., а за пуд смазочного масла не больше 40 коп. Сочтите же, что дадут 100 млн. пуд. нефти и при этом количество всего ценного убавьте против возможного в действительности. Получится, пусть, 30 млн. пуд. керосина, 20 млн. пуд. смазочного масла, 20 млн. пуд. промежуточных масел, могущих идти для освещения или для фабрикации газа, 5 млн. пуд. легких продуктов, 20 млн. пудов дегтя и 5 млн. пуд. потери. Оценим легкие масла и деготь как топливо по 30 коп., а потому цена на Волге, между Нижним и Рыбинском, обойдется (без укупорки): керосин по 45 коп., смазочное масло менее 80 коп. за пуд, промежуточные масла (после очистки) около 40 коп. за пуд. Укупорка в Баку стоит с пуда около 50 коп.

На Волге бочки большие (на 25 пудов) будут стоить не больше 25 коп. с пуда масла. Тара составляет для бочек в 20 пуд. около 4 пуд., при бочках в 10 пуд. около 2 пуд., следовательно в перевозку должно считать, на место пуда, пуд и 8 фунт. А перевозка с пуда от Нижнего в Петербург 2.6 коп., от Нижнего прямо со всеми накладными расходами в Англию -ныне около 55 коп. с пуда, морем из портов Балтийского моря в Гавр или к Франции за тонну или за 60 пуд. - 30-35 фр. или с пуда около 22 коп. Поэтому, выходит, из Нижнего во Францию пуд - 48 коп. Эти последние цены сообщены мне обязательно В. И. Рагозиным. Из этого следует, что провоз с завода от Рыбинска - Нижнего до Англии и Франции стоит около 50 коп. с пуда. Если прибавить, что надо на тару, страховку и пр., он будет не более 62 коп. А потому себе, с укупоркою провозом в Англию или Францию, обойдется керосин менее 1 руб. 35 коп. пуд или тонна в 60 пуд. около 80 руб., т. е. около 200 фр. Выше уже было упомянуто, что низшие цены керосина в портах во Франции - около 200 фр. Смазочное масло будет стоить с перевозкою во Францию или Англию не более 1 р. 70 к. пуд или тонна около 100 руб., т. е. около 250 φρ., а цена ей - 800 фр. Тут есть из чего торговать, и есть из чего сбивать цену, соперничать, завоевывать рынок. Да и в ценах перевозки при развитии дела будут большие уступки. Притом Германия, Швеция, Дания к нам ближе Франции и Англии, а от Америки дальше.