Карта сайта

Такое уменьшение ценности продукта вдвое ...

Такое уменьшение ценности продукта вдвое, очевидно, должно было повлиять на мало укрепившуюся промышленность; но она бы вынесла такую перемену ценности, как выносит Америка подобное же падение цены, потому что барыши нефтяной промышленности громадны, если бы у нас не существовало другого обстоятельства, по-видимому, малозначущего, но в сущности игравшего большую роль, а именно - акциза на нефть. Продав нефтяные источники, правительство назначило, постановлением 2 февраля 1872 г., акциз в следующем размере -предполагается, что бакинская нефть дает 40% керосина и что перегонка, производимая в кубах, однообразна на всех заводах и в определенное время дает определенное количество керосина-суточная перегонка каждого ведра нефти была обложена податью в 4 коп. Если счесть, что ведро нефти весит около 25 ф., и если предположить, что перегонка кончается в одни сутки, а нефть в действительности дает 40% керосина, то обложение в 4 коп. падает на 10 фунтов получаемого керосина; следовательно пуд керосина при этом расчете был обложен пошлиною в 16 коп. Такую пошлину мог легко выносить керосин при цене 1870 г. (4 руб.), при цене же 1875 г. (2 руб. за пуд) обложение 16-ю коп. пуда керосина составляло уже ценность весьма большую, потому что в цене 2 руб. за пуд керосина содержатся цифры стоимости добычи сырой нефти, укупорки (около 50 коп. с пуда) и перевозки до центральных мест России (около 40 коп. за пуд). Акциз стал сам по себе гораздо более тяжел, чем могли рассчитывать, налагая его в 1872 г.

Он причинил кризис нефтяной промышленности еще по той причине, что обставлен был формальностями, чрезвычайно тяжелыми для промышленников. Достаточно упомянуть, например, то, что кубы опечатываются, если взнос акциза не сделан вперед на неделю; что дозволение на новую гонку сопряжено с длинною процедурою; что учреждение заводов с непрерывною перегонкою произвело недоразумение: каким же способом обложить такого рода завод надлежащими и соразмерными с другими заводами пошлинами, а потому повело к долгому недозволению открытия завода, - что для измерения емкости кубов акциозные чиновники могли требовать наполнения кубов водою, - это останавливало производство на долгое время, и т. п. Акциз требуется вносить за неделю вперед; естественные перерывы в работах, возможные вследствие технических случайностей, при этом не освобождают заводчика от взноса акциза; иначе кубы опечатываются. Тяжелые сорта нефти, изобилующие близ Баку, не могли быть применяемы для добычи керосина по той причине, что давали в сутки из ведра емкости куба столь мало керосина, что акциз ложился в этом случае весьма большою тяжестью на получаемый продукт.

Оттого низшие сорта нефти не находили сбыта. Добыча тяжелых или смазочных масл не могла развиваться по той причине, что требует новых кубов и много времени. Если прибавить к этому малое знакомство с новым еще керосиновым делом, станет ясно, что встретились со всех сторон разные трудности. Хотя мелкие заводчики прибегли к быстрой перегонке нефти, что давало керосин весьма низкого достоинства, но тем не менее они больше всего пострадали от акцизных неудобств. Все это вместе взятое повлияло на то, что число заводов для перегонки стало быстро уменьшаться, доход правительства также уменьшился и предприниматели остались с запасами нефти, которая не находила сбыта. Такое печальное положение дела побудило к тому, что правительство само увидело необходимость пересмотра акцизного устава на нефть14.

С другой стороны, нефтяные промышленники на Кавказе, а в особенности представители Кавказского отдела императорского Русского технического общества, организовали комиссию для того, чтобы рассмотреть возродившийся вопрос о нефтяном производстве, и результатом такого рассмотрения было ходатайство об изменении акцизных порядков на Кавказе. Постановление Кавказского отдела Технического общества перешло в самое Общество в Петербурге, и при нем учреждена была в начале этого года особая комиссия для ближайшего рассмотрения положения нефтяного вопроса в России. В этой комиссии приняли участие президент Общества, его высочество Николай Максимилианович, председатель Общества П. А. Кочубей, секретарь Φ. Н. Львов, многие члены Общества и бывшие в Петербурге нефтяные промышленники: В. А. Кокорев - как представитель бакинской промышленности, А. Н. Новосильцов - кубанской и М. К. Сидоров - печорской. Комиссия пришла к тому заключению, что для успеха нефтяной промышленности в будущем неизбежно по крайней мере на десять лет вполне сложить всякий акциз с добываемой нефти, чтобы не стеснять производительность никакими препятствиями. При ближайшем рассмотрении дела оказались многие пункты, оставшиеся неясными, и для уяснения их один из членов комиссии, К. И. Лисенко, отправился прошлым летом в Баку, а я сделал поездку в Америку.

Вопросы, относящиеся до американской нефти, чрезвычайно тесно связаны с вопросом о будущей судьбе бакинской нефтяной промышленности, потому что ценность керосина определяется Америкой. Правда, что американский керосин не имеет в России хода дальше Москвы или, правильнее сказать, за Москвою потребляется в малых количествах, по Волге же и ее притокам, а также и в Малороссии потребляется кавказский керосин, но этот последний может удержать свой рынок только до тех пор, пока ценность его будет сообразовываться с ценностью американской нефти; если бы ценность этой последней понизилась, то американская нефть стала бы мало-помалу вытеснять кавказскую нефть все дальше и дальше, потому что расходы по перевозке покрывались бы разностью цен. Цель моей поездки в Америку состояла в том, чтобы узнать современное состояние техники этого дела в Америке, а главное - чтобы определить причины того понижения в ценности керосина, которое произошло в последние годы. Можно было думать, что эти колебания зависят от новых успехов в технике дела, или от превышения предложения перед спросом, или от каких-либо других причин. Сверх того, Министерство финансов желало получить подлинные сведения о тех законоположениях, которые существовали в Америке относительно акциза на нефтяную промышленность...